В наше время публикации и телесюжеты о жизни инвалидов, об их проблемах, уже дело обычное. Но при этом информации о достижениях в области технических средств реабилитации не так уж много. «паутина» кое - что об этом поведать может. Но тут уместен лозунг тридцатых годов «Товарищ, будь бдителен!» Уж очень много информационных «уток» плавает в заводях Интернета. Но, попробуем посмотреть, а заодно узнать, есть ли в этой сфере «отечественные аналоги» за которые не стыдно.
Разумеется, в сфере производства техники для инвалидов, как и прежде, тон задают зарубежные производители. К примеру, очень интересна модель электрической инвалидной коляски Scalevo. Её разработали студенты Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Цюрихского университета искусств. Они изготовили новый прототип электроколяски, способной подниматься по лестнице. Максимальная скорость транспортного средства - 10 километров в час или 1 ступенька в секундуПравда, купить это симпатичное, весьма футуристичное чудо техники пока невозможно. Студенты народ не богатый, даже в Швейцарии. Они пока ищут спонсоров и собирают деньги на свою новинку чтобы продолжить работу над проектом и выпустить кресло на рынок в декабре следующего года. А в это время в свете есть еще вот какое чудо, и не за морем - не за горами, а тут в Сибири, в Новосибирске. Наши соседи выдали «на гора» уже третью модель «лестничной» коляски$ Как и у швейцарцев, эта коляска также на гусеничном ходу.
Чья коляска лучше? Ну, это уже что-то вроде спора о вкусах - кому как. Scalevo из Цюриха выглядит гораздо эффектнее. Видна рука дизайнеров из университета искусств. Функционально швейцарский агрегат наворочан чуток покруче нашего. Сибирская разработка поднимается по лестницам довольно медленно и выдаёт максимально всего 7 км/час (у швейцарцев, напомню, до 10). Однако, коляска из Новосибирска CaterWil преодолевает ступеньки с большим углом наклона до 40 градусов, а Scalevo - лишь до 34. Ну и наиважнейший плюс в пользу сибиряков - их коляску уже можно приобрести. Правда, она стоит как новенький ВАЗ - почти 400 000 рублей!
В этой связи не могу не напомнить о том, что наш земляк инженер СФУ Андрей Китаев и его студенты в последние годы не раз удивляли нас разного рода конструкциями для инвалидов (Мы Вместе публиковали об этом несколько материалов) Но, пророков в отечестве нет и полезная инициатива, не найдя поддержки ни властей, ни спонсоров, мало - помалу угасает. Досадно!
А тем временем не меньшее удивление и уважение вызывает Калининградский производитель инватехники Роман Аранин. Бывший военный лётчик потерпел крушение вовсе не на боевой летающей машине. В девяностые, когда расформировывались целые армии, боевой лётчик оказался на земле. Однако, душа и руки, тоскующие по штурвалу, тянулись в небо. Роман освоил параплан. Конечно не сверхзвук, но всё-таки тоже полёт! Но, однажды ему сильно не повезло и Роман рухнул на землю. В результате, перелом шейных позвонков и он оказался в инвалидной коляске. Вот тогда лётчик, ставший властелином колец на колёсах инвалидной коляски, на себе почувствовал разницу между техникой, выпускаемой оборонкой и тем, чем приходится довольствоваться инвалидам. Роман вначале сделал для себя коляску мечты. Через некоторое время уже был руководителем компании, которая технику для инвалидов уже… экспортирует за рубеж. В одном из интервью он рассказал, что встретил лестницу-подъёмник своего производства в одном из немецких пабов. Небольшое крылечко ступеней на пять. Лёгкое движение пальца на кнопке и ступеньки начинают подниматься до полного выравнивания. Нижняя поднимается до верхней, предпоследняя на чуть-чуть. В результате лестница - трансформер превращается в площадочку для коляски с инвалидом. Она спускается с ним в полуподвальчик, а затем в обратном порядке снова становится лесенкой. Заначит, можем, когда «подопрёт»!?
Слёзы гордости за россиянина вперемежку со слезами досады оттого, что прокатиться на этом подъемнике можно в Германии, но не у нас. Боюсь, что отечественным учреждениям такое чудо техники окажется по карману не скоро, и таким образом, инвалиды в России смогут беспрепятственно попадать в наши подвальчики только через многие пятилетки.
Чудеса техники изучал Сергей Баршай.
Опубликовано в гахете "Городские Новости" за 30. 08. 2019г.
|