Новый сайт инвалидов "феникс" ортолайф4
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 12:39



Меню сайта
Категории раздела
Инвалиды и общество [309]
параспорт [251]
проишествия [105]
дети инвалиды [87]
ТСР (технические средства реабилитации) [19]
безбарьерная среда [20]
судьбы [50]
новости техники инвалидной тематики [20]
важно [131]
старости [1]
юридическая страничка и ведомственные приказы [9]
работа и образование [53]
медицина и фармакология [92]
продолжая тему [5]
хорошие новости [20]
пенсии [21]
соцобслуживание [7]
спорт обычный с участием инвалидов [3]
новости Зеленогорска инвалидной тематики [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0
Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
 6  Отлично!
 5  Хорошо
 4  Нормально
 3  Так себе
 2  Плохо!
Форма входа
 

11:59
Магазин, доступный всем (удобство посещения магазинов незрячими людьми)

Магазин, доступный всем (удобство посещения магазинов незрячими людьми)

Исследование на примере магазинов «Магнит» и историй директора и супервайзера сети

  •  

<a href=https://ru.freepik.com/free-photo/guide-dog-helping-blind-man-in-the-city-handsome-blind-guy-have-rest-with-golden-retriever-in-the-city_10165934.htm>Изображение от prostooleh</a> на Freepik


 

Изображение от prostooleh на Freepik

Магазин — неотъемлемая часть нашей жизни. Когда-то, ещё совсем недавно, мы ходили по магазинам за продуктами после работы, учёбы, ездили в крупный гипермаркет закупаться на недели вперёд, а каких-то 15–20 лет назад пользовались магазинами у дома с прилавком и продавцом, хотя магазины системы самообслуживания: супер, мини, и гипермаркеты, уже во всю заполоняли наши города.

И речь сейчас не пойдёт о том, как сильно изменился способ покупки товаров или о том, что лучше: заказать онлайн или пойти в ближайший магазин известной сети и быстро набрать продуктов. Косвенно и об этом тоже, ведь покупка онлайн резко вошла в нашу жизнь после пандемии коронавируса.

В данном материале мы поговорим о незрячих и слабовидящих людях и о том, каково им — легко или тяжело — совершать покупки. Ведь многие зрячие люди теряются в магазинах и в обилии товаров, а что говорить о людях, которые плохо видят или не видят вовсе?

Современно настроенные читатели уже заготовили ответ, что онлайн-покупки — лучшее решение: скачал приложение, заказал что тебе нужно, а потом ждёшь доставку. Многие этим действительно пользуются, но у такого способа много минусов, главные из которых — отсутствие позиции при сборке и выбор чёткого интервала, когда ты точно будешь дома.

Об этом и многом другом задумался наш социальный проект «Бутылка кефира, полбатона: магазин доступный всем», созданный в рамках очередного этапа программы «Действуй без барьеров». Ведь незрячие люди также ходят в магазин, совершают покупки и выбирают, как им удобнее: пойти в магазин рядом с домом или заказать что-то по интернету. И главная особенность проекта не в том, что мы что-то делаем для удобства именно незрячих людей, а в том, что мы хотим сделать комфортно всем: и незрячим, и простым покупателям, и сотрудникам.

Официальная часть проекта закончилась, но проект запущен и будет жить, в том числе и благодаря героям моего материала. Это сотрудники сети магазинов «Магнит», ставшие для нас и партнёрами, и друзьями, и теми, кто уже продолжает наш проект и делает это уверенно и с большим энтузиазмом.

В разговоре со мной они поделились не только тем, как проект пришёл в их жизнь и изменил их, но и поделились, как они пришли в профессию, ведь судьбы людей — это ключевой момент истории. А я уверяю вас, равнодушными вы точно не останетесь.

_____________________________________________________________________________

Примечание редакции dislife.ru: «Бутылка кефира, полбатона: магазин доступный всем» — социальный проект, в рамках которого сотрудники сети «Магнит» были обучены правильному сопровождению незрячих людей по территории магазина и оказанию им другой помощи, необходимой при совершении повседневных покупок. Учителями стали члены Команды Мудрик и Ко — замечательные люди и их собаки-проводники. Они провели 36 тренингов и передали эстафету другим регионам (за пределы столицы!) Подробнее — в группе «Мудрый Пёс - Wise Dog». Благодаря слаженной работе студентов и преподавателей покупка продуктов стала комфортнее: продавцы преодолели свой страх «навредить неквалифицированной помощью», посетители же теперь уверены, что могут купить самое свежее, при этом быстро и безопасно.»

______________________________________________________________________________

Олеся Светлова. Супервайзер сети магазинов «Магнит»

«Приход социального проекта вернул мне веру в профессию»

img


 

Олеся Светлова. Супервайзер сети магазинов «Магнит»

Олеся родом из Тамбовской области, и к своим тридцати трём годам достигла должности супервайзера. Хотя сфера продаж и в частности магазины самообслуживания врывались в её жизнь дважды.

И в это, на первый взгляд, трудно поверить, поскольку у девушки нет профильного образования. Ведь с детских лет Олеся интересовалась культурой и музыкой в особенности. В этом ей помогали бабушка и папа. Больше всего ей в детстве нравилось общение с папой, как он поёт под гитару, и ей не хотелось отходить от него. В одно прекрасное утро родители решили, что маленькой Олесе пора получать музыкальное образование, и девочку отправили в музыкальную школу, где после собеседования её определили в класс домры. Учёба и увлечение переросли в желание учить детей, и когда встал выбор получать образование, Олеся твёрдо решила пойти в музыкальное училище, где также, по иронии судьбы, её определили на класс домры. «Когда я ещё училась в музыкальной школе, я очень хотела пойти к одной учительнице, у которой, я видела, дети что-то организовывали, участвовали в какой-то движухе, но я попала к строгой преподавательнице, чего изначально испугалась», — вспоминает девушка.

Олеся даже успела поработать около года по профилю, но большие мечты расходились с возможностью их реализовывать. До посёлка, где жила Олеся, в какой-то момент докатилась мода женщин за рулём. Девушка почти сразу начала мечтать о машине и поставила себе цель — её приобретение. И вот тут-то и выяснилось, что зарплата в поселковой школе никак не приближает Олесю к цели. Тем более, что мечта настойчиво стучалась в двери. «У нас была машина в семье, — поясняет Олеся, — но папа, как истинный мужчина, не понимал, что можно так долго делать в магазинах, а мне хотелось самой съездить в город, погулять, сходить в кино».

Именно так и появился «Магнит» в жизни девушки. Она просто решила попробовать себя в этой сфере, попросив помощи у мамы. «Когда до нас дошёл первый «Магнит», мама была там директором», — пояснила Олеся, рассказывая о приходе в эту сферу.

Другой вопрос, что мама была не в восторге от выбора дочери, но как пробу себя, та рассматривала работу Олеси в своём магазине. И тут выяснилось, что работа продавцом Олесе пришлась по душе. Местные жители очень любили девушку и всегда при любой возможности обращались лично к ней.

А дальше случился стремительный взлёт, и Олеся, переехав в Тамбов и устроившись там в один из магазинов, быстро стала директором. Параллельно та продолжала копить на машину, и в один из дней папа сначала предложил отвезти дочь в автошколу, а потом помог ей купить машину. «То утро, когда папа разбудил меня и предложил поехать в автошколу, стало для меня самым счастливым», — вспоминает девушка.

А уж то, как та покупала долгожданную машину, требует написания целого рассказа. Важно здесь то, что машина оказалась сильно подержанная, и Олеся сама с любовью и трепетом приводила свою «ласточку» в товарный вид. Жёлтая десятка, купленная с рук, прослужила ей несколько лет, и, более того, когда Олеся решила перебираться в Москву, та торжественно въехала в столицу именно на своей жёлтой десятке.

Переезд, правда, столь долгожданный и запланированный, дался девушке нелегко. И из насиженного места в «Магните» пришлось уходить не переводом, а через увольнение. Поэтому покорять столицу пять лет назад Олесе пришлось с нуля. Методом проб и ошибок, проработав продавцом в магазине обуви, курьером и не только, девушка поняла, что работа в «Магните»  то, что она умеет.

«Через знакомых я пришла на собеседование. Меня там встретил парень, которому я уверенно говорила про свои успехи на прежнем месте: скольких я продвинула, скольких — уволила, а в итоге оказалось всё зря. Анкету он мою не продвинул, сам уволился, а я ждала» говорит девушка, вспоминая этот момент. В итоге чудеса настойчивости и несгибаемости привели Олесю к цели. Её назначили директором одного из магазинов, который нужно было начинать с нуля. Магазин оказался большим по площади, а в подчинении одни дагестанцы, с которыми девушка до этого не сталкивалась, но немного побаивалась. Олеся несгибаемо терпела разговоры за спиной о возможной протекции, обустраивала магазин, но цели своей достигла и даже заработала авторитет, побив дагестанца-покупателя, укравшего шоколад на две тысячи рублей. «С тех пор мой магазин в сети стали называть «Арнольд» смеётся Олеся, – «У нас вообще внутри сети каждому магазину дают название, так что после этой истории в магазине поняли, кто — хозяин».

img


 

Олеся Светолова на рабочем месте

При этом девушка настолько увлеклась работой, что частенько от знакомых слышала вопросы, мол, когда замуж, как с такой работой что-то строить. На это Олеся смеялась и говорила: «Мой принц найдёт меня в «Магните». Так и вышло. Избранник девушки тоже в своё время работал в «Магните», и до него дошли слухи об активной девушке, построившей магазин с нуля, в который тот пришёл уже как покупатель и работник другой сферы.

Теперь Олеся  супервайзер, и тот магазин, которым она руководила, находится в её подчинении.

Услышав эту духоподъёмную историю, задаю вопрос: «Был ли опыт встречи с незрячими людьми и что вообще ты думала о людях с инвалидностью?»

«Мне казалось, что в жизни две самых страшных вещи: не видеть и иметь проблемы с сердцем» говорит Олеся».  «При этом так в повседневном понимании я не сталкивалась с незрячими до прихода вашей команды. Но, когда вы пришли, я как будто перезарядилась».

«Как изменился твой рабочий ритм после наших тренингов?»  Задаю я следующий вопрос.

«Ваши тренинги показали, как сложно незрячему ходить в магазин» продолжает девушка.  «Я прошлась с закрытыми глазами с собакой-проводником, послушала теорию и пересмотрела после этого свою работу. Я стала обращать внимание на работу своих сотрудников, на то, что стоит у меня в магазинах, и даже на ремонт».

«Захотелось ли после наших тренингов провести свой собственный для всей сети в твоём подчинении?» – Интересуюсь я.

«Я стараюсь это делать, особенно в тех местах, где тренингов не было. Я считаю это важным» говорит Олеся.  «Но я понимаю, что делать добро люди не умеют и не все хотят. Многие в ту же Москву едут зарабатывать, а не помогать. Но если мы возьмёмся за руки, то мы сделаем мир добрее. Можно сказать, что да — своего рода тренинги я провожу. Я рассказываю, как правильно подойти, что надо сделать…»

У Олеси пятнадцать магазинов в подчинении в границах северного округа Москвы: от Ховрина до района метро Беговая. При этом один из магазинов, по иронии судьбы, соседствует с культурно-спортивным реабилитационным комплексом ВОС на улице Куусинена. Девушка и её коллеги думали, что приход команды нашего проекта в их жизнь связан именно с этим, но некоторым соображениям вышеуказанный магазин командой не рассматривался, что та же Олеся, надо отметить, поддерживает.

Мы ещё много рассуждали о будущем проекта, об отношении к людям с инвалидностью и даже о том, что было бы, потеряй Олеся зрение. Девушка при этом заговорила на эту тему сама и сказала: «Сначала я бы закрылась, но потом, поскольку я общительная, потянулась бы к вам и вытащила себя. Да и музыкальное образование мне бы помогло».

Под конец беседы девушка завела неожиданную тему о пользе наших тренингов, что показывает настоящую вовлечённость в процесс. «Большинство «Магнитов» располагается во многоквартирных домах, где планировка запутанная. Обязательно есть какие-то закутки, где иногда и зрячим людям тяжело ориентироваться. После тренингов я стала замечать это. Поэтому польза проекта именно в том, как правильно эту помощь в магазине оказать и получить».

img


 

Мы после беседы с Олесей запротоколировали нашу встречу

И по традиции в конце Олеся передаёт свои пожелания всем читателям: «Давайте улыбаться друг другу, возьмёмся за руки и будем больше общаться, чтобы было, как раньше: нет гаджетов, зато есть общение. Давайте просто спрашивать друг у друга, как дела, и это будет приятно и покупателям, и сотрудникам».

Ирина Шуранова. Директор одного из магазинов сети «Магнит»

«Увидев незрячего человека, я подумала, что ему по умолчанию нужна помощь, а потом поняла, что это не так»

История Ирины, на первый взгляд, кажется обычной и совершенно неинтересной: образование, карьера, семья, ребёнок. Так живёт большинство из нас и считает, что это вершина жизненного бытия, и при встрече с друзьями или знакомыми частенько говорит: «Я состоялся».

img


 

Ирина Шуранова. Фото в форменой желетке

В свои сорок два Ирина кажется таковой, имея за плечами большой опыт работы в сфере торговли и даже в обустройстве собственного магазина. И, на первый взгляд, об Ирине нечего рассказывать, но каждый человек является личностью, а его история уникальна.

Однако в этой части материала я решил сместить акцент с истории Ирины, на диалог с ней: рассказ о приходе в профессию и в проект «Магазин, доступный всем». У нас получился удивительный разговор, яркие моменты которого я приведу ниже.

Ирина родом из Рязани, и, как я уже упомянул, ей сорок два года. К окончанию школы та осознанно, не без помощи и совета родителей, приняла решение пойти учиться на в то время модную профессию экономиста. Поступила в один из московских вузов и окончила его в начале нулевых. «Я достаточно быстро определилась с профессией,  говорит Ирина, вспоминая то время.  Я видела чёткую цель и понимала, что данная профессия престижная».

После университета Ирина успела вернуться в Рязань, создать семью и вместе с мужем открыть свой магазин, в управлении которым она принимала активное участие несколько лет до ухода в декрет. Именно так и началась история нашей героини с магазинами и сферой торговли в целом. После рождения дочери Ирина просидела какое-то время дома. Перебралась в Москву, где окончательно обосновалась около пятнадцати лет назад, и уже здесь вернулась к прежней деятельности. «Когда я поняла, что устала сидеть дома, я обратилась за помощью к подруге,  вспоминает Ирина.  Та, в свою очередь, сразу посоветовала меня своим знакомым, и меня сразу взяли директором одной из Пятёрочек в центре Москвы. Такое бывает крайне редко, но я сразу попала на эту должность, минуя другие».

С тех Пор Ирина меняла места работы, но должность директора оставалась неизменной. А перед пандемией коронавируса ей повезло устроиться в один из самых центральных и необычных «Магнитов» на Тверской, где с успехом и работает по сей день.

«Каково оно руководить?»  Задаю я напрашивающийся вопрос.

«Если сумеешь организовать трёх человек, то и большее число людей сможешь потом возглавить, – говорит Ирина.  Я прошла через множество трудностей, которые с честью выдержала. Но в целом я лояльный руководитель и не хочу, чтобы при виде меня все вытягивались по струнке».

И в этом вопросе у Ирины действительно бесценный опыт, ведь одним из этапов её карьеры был магазин сети «Фасоль», который был построен с нуля, и Ирина как истинная хозяйка трепетно наводила в этом магазине собственный порядок. Об этом и зашла речь, когда я задал вопрос о возможном подъёме по карьерной лестнице и желании продвигаться.

«Мне предлагали и не раз,  отвечает Ирина.  Но я не готова бегать по всей Москве, особенно, когда у некоторых магазинов нет даже удобной парковки. А сейчас я люблю комфорт, и я лучше обустрою свой один магазин, где я — руководитель.»

«Что ты знала о мире людей с инвалидностью до прихода в твою жизнь нашего проекта?» – Задаю я ключевой вопрос.

«Работая в одном из Магнитов в жилом доме, я столкнулась с женщиной, которая жила в этом доме, но за продуктами из-за проблем с ногами сама не ходила,  воодушевлённо рассказывает Ирина.  Ей приносила продукты подруга, но в тот день она заболела, и женщине пришлось идти самой. Я тогда её увидела, ужаснулась, предложила помощь, но женщина отказалась».

На фоне этой истории мы коснулись темы онлайн-доставок и пришли к выводу, что сейчас их намного больше  после ковида,  а раньше такой сервис только вставал на профессиональные рельсы.

«Если говорить конкретно о незрячих людях,  продолжает Ирина,  то такой опыт у меня был один раз на проспекте Мира. Я там встретила незрячего парня с тростью, в очках, который уверенно куда-то шёл. И тогда я подумала: как он сам может куда-то пойти? Ему нужна помощь и сопровождение. Теперь я понимаю, что это ошибка мышления,  смеётся женщина.  Однако я тогда думала именно так.»

История знакомства нашей команды с Ириной полна трепета и лёгкой нотки драматизма. Если наша предыдущая героиня, Олеся, просто получила удовольствие и перезарядилась, то Ирина, узнав о тренинге и увидев незрячую девушку с собакой-проводником, расплакалась и была вынуждена сперва привести себя в порядок.

«Меня предупредили, что будет какое-то обучение, что мы должны просто выполнять то, что нас попросят, но когда я увидела, кто ко мне пришёл, я не смогла сдержать эмоций, особенно, когда мне завязали глаза. Я почувствовала себя беспомощной и не сдержала эмоций»,  поясняет Ирина своё состояние.

И с этого момента жизнь Ирины изменилась. Воспитанная в традициях «отношения к людям с пониманием», она передаёт эту культуру своей семнадцатилетней дочери Арине. При этом Арина, как современная девушка, изначально боялась жалости к незрячим. Однако Ирина уговорила дочь и привела её на одно из мероприятий нашей команды. «Мам, так они такие, оказывается, активные и не вызывают жалости! Они вызывают восхищение!»  Процитировала Ирина слова дочери.

Сейчас Ирина активный помощник нашего проекта и даже поучаствовала в съёмке новостного ролика одного из федеральных телеканалов. Тренинг и проект её настолько вдохновили, что Ирина сразу стала звонить друзьям и знакомым, делясь ощущениями, а на работе нет-нет, да и проведёт сама тренинг. Правда потом поправляется и, смеясь, добавляет, что всё же боится сделать что-то не так.

«Захотелось ли сделать такой проект самой?»  Задаю я творческий вопрос в конце нашего разговора.

«Может, и хотелось бы, но я одна или в роли лидера не справилась бы с задачей,  отвечает Ирина смущённо.  Вот с незрячими, если кто-то из вас, например, был рядом, было бы проще».

https://dislife.ru/materials/4688

img


 

Павел Леонов и Ирина Шуранова. Фото Натальи Севастьяновой

При этом Ирина не отрицает, что хотела бы поднять какую-то социальную тему, и в конце говорит:

«Поднимите глаза от своих телефонов и посмотрите вокруг». А сотрудникам магазинов отправляет следующее пожелание: «Всегда можно найти 10-15 минут, чтобы помочь покупателю с инвалидностью. Это не так много, а человеку поможете».

img


 

Павел Леонов

Эти две истории показывают, насколько тема похода в магазин актуальна и действительно важна для незрячих, а для самих сотрудников это опыт прохождения такого жизненного пути. Никто, пройдя наши тренинги, не остался равнодушным, но самые яркие истории и персонажи просто обязаны уйти в народ, чтобы страна знала своих героев. И пусть магазин будет доступен всем!

Статью подготовил Павел Леонов — журналист и член Команды Мудрик и Ко

https://dislife.ru/materials/4688

 

Категория: безбарьерная среда | Просмотров: 62 | Добавил: fenixavk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта