Магазин, доступный всем (удобство посещения магазинов незрячими людьми)
Исследование на примере магазинов «Магнит» и историй директора и супервайзера сети
Изображение от prostooleh на Freepik
Магазин — неотъемлемая часть нашей жизни. Когда-то, ещё совсем недавно, мы ходили по магазинам за продуктами после работы, учёбы, ездили в крупный гипермаркет закупаться на недели вперёд, а каких-то 15–20 лет назад пользовались магазинами у дома с прилавком и продавцом, хотя магазины системы самообслуживания: супер, мини, и гипермаркеты, уже во всю заполоняли наши города.
И речь сейчас не пойдёт о том, как сильно изменился способ покупки товаров или о том, что лучше: заказать онлайн или пойти в ближайший магазин известной сети и быстро набрать продуктов. Косвенно и об этом тоже, ведь покупка онлайн резко вошла в нашу жизнь после пандемии коронавируса.
В данном материале мы поговорим о незрячих и слабовидящих людях и о том, каково им — легко или тяжело — совершать покупки. Ведь многие зрячие люди теряются в магазинах и в обилии товаров, а что говорить о людях, которые плохо видят или не видят вовсе?
Современно настроенные читатели уже заготовили ответ, что онлайн-покупки — лучшее решение: скачал приложение, заказал что тебе нужно, а потом ждёшь доставку. Многие этим действительно пользуются, но у такого способа много минусов, главные из которых — отсутствие позиции при сборке и выбор чёткого интервала, когда ты точно будешь дома.
Об этом и многом другом задумался наш социальный проект «Бутылка кефира, полбатона: магазин доступный всем», созданный в рамках очередного этапа программы «Действуй без барьеров». Ведь незрячие люди также ходят в магазин, совершают покупки и выбирают, как им удобнее: пойти в магазин рядом с домом или заказать что-то по интернету. И главная особенность проекта не в том, что мы что-то делаем для удобства именно незрячих людей, а в том, что мы хотим сделать комфортно всем: и незрячим, и простым покупателям, и сотрудникам.
Официальная часть проекта закончилась, но проект запущен и будет жить, в том числе и благодаря героям моего материала. Это сотрудники сети магазинов «Магнит», ставшие для нас и партнёрами, и друзьями, и теми, кто уже продолжает наш проект и делает это уверенно и с большим энтузиазмом.
В разговоре со мной они поделились не только тем, как проект пришёл в их жизнь и изменил их, но и поделились, как они пришли в профессию, ведь судьбы людей — это ключевой момент истории. А я уверяю вас, равнодушными вы точно не останетесь.
_____________________________________________________________________________
Примечание редакции dislife.ru: «Бутылка кефира, полбатона: магазин доступный всем» — социальный проект, в рамках которого сотрудники сети «Магнит» были обучены правильному сопровождению незрячих людей по территории магазина и оказанию им другой помощи, необходимой при совершении повседневных покупок. Учителями стали члены Команды Мудрик и Ко — замечательные люди и их собаки-проводники. Они провели 36 тренингов и передали эстафету другим регионам (за пределы столицы!) Подробнее — в группе «Мудрый Пёс - Wise Dog». Благодаря слаженной работе студентов и преподавателей покупка продуктов стала комфортнее: продавцы преодолели свой страх «навредить неквалифицированной помощью», посетители же теперь уверены, что могут купить самое свежее, при этом быстро и безопасно.»
______________________________________________________________________________
Олеся Светлова. Супервайзер сети магазинов «Магнит»
«Приход социального проекта вернул мне веру в профессию»
Олеся Светлова. Супервайзер сети магазинов «Магнит»
Олеся родом из Тамбовской области, и к своим тридцати трём годам достигла должности супервайзера. Хотя сфера продаж и в частности магазины самообслуживания врывались в её жизнь дважды.
И в это, на первый взгляд, трудно поверить, поскольку у девушки нет профильного образования. Ведь с детских лет Олеся интересовалась культурой и музыкой в особенности. В этом ей помогали бабушка и папа. Больше всего ей в детстве нравилось общение с папой, как он поёт под гитару, и ей не хотелось отходить от него. В одно прекрасное утро родители решили, что маленькой Олесе пора получать музыкальное образование, и девочку отправили в музыкальную школу, где после собеседования её определили в класс домры. Учёба и увлечение переросли в желание учить детей, и когда встал выбор получать образование, Олеся твёрдо решила пойти в музыкальное училище, где также, по иронии судьбы, её определили на класс домры. «Когда я ещё училась в музыкальной школе, я очень хотела пойти к одной учительнице, у которой, я видела, дети что-то организовывали, участвовали в какой-то движухе, но я попала к строгой преподавательнице, чего изначально испугалась», — вспоминает девушка.
Олеся даже успела поработать около года по профилю, но большие мечты расходились с возможностью их реализовывать. До посёлка, где жила Олеся, в какой-то момент докатилась мода женщин за рулём. Девушка почти сразу начала мечтать о машине и поставила себе цель — её приобретение. И вот тут-то и выяснилось, что зарплата в поселковой школе никак не приближает Олесю к цели. Тем более, что мечта настойчиво стучалась в двери. «У нас была машина в семье, — поясняет Олеся, — но папа, как истинный мужчина, не понимал, что можно так долго делать в магазинах, а мне хотелось самой съездить в город, погулять, сходить в кино».
Именно так и появился «Магнит» в жизни девушки. Она просто решила попробовать себя в этой сфере, попросив помощи у мамы. «Когда до нас дошёл первый «Магнит», мама была там директором», — пояснила Олеся, рассказывая о приходе в эту сферу.
Другой вопрос, что мама была не в восторге от выбора дочери, но как пробу себя, та рассматривала работу Олеси в своём магазине. И тут выяснилось, что работа продавцом Олесе пришлась по душе. Местные жители очень любили девушку и всегда при любой возможности обращались лично к ней.
А дальше случился стремительный взлёт, и Олеся, переехав в Тамбов и устроившись там в один из магазинов, быстро стала директором. Параллельно та продолжала копить на машину, и в один из дней папа сначала предложил отвезти дочь в автошколу, а потом помог ей купить машину. «То утро, когда папа разбудил меня и предложил поехать в автошколу, стало для меня самым счастливым», — вспоминает девушка.
А уж то, как та покупала долгожданную машину, требует написания целого рассказа. Важно здесь то, что машина оказалась сильно подержанная, и Олеся сама с любовью и трепетом приводила свою «ласточку» в товарный вид. Жёлтая десятка, купленная с рук, прослужила ей несколько лет, и, более того, когда Олеся решила перебираться в Москву, та торжественно въехала в столицу именно на своей жёлтой десятке.
Переезд, правда, столь долгожданный и запланированный, дался девушке нелегко. И из насиженного места в «Магните» пришлось уходить не переводом, а через увольнение. Поэтому покорять столицу пять лет назад Олесе пришлось с нуля. Методом проб и ошибок, проработав продавцом в магазине обуви, курьером и не только, девушка поняла, что работа в «Магните» — то, что она умеет.
«Через знакомых я пришла на собеседование. Меня там встретил парень, которому я уверенно говорила про свои успехи на прежнем месте: скольких я продвинула, скольких — уволила, а в итоге оказалось всё зря. Анкету он мою не продвинул, сам уволился, а я ждала», — говорит девушка, вспоминая этот момент. В итоге чудеса настойчивости и несгибаемости привели Олесю к цели. Её назначили директором одного из магазинов, который нужно было начинать с нуля. Магазин оказался большим по площади, а в подчинении одни дагестанцы, с которыми девушка до этого не сталкивалась, но немного побаивалась. Олеся несгибаемо терпела разговоры за спиной о возможной протекции, обустраивала магазин, но цели своей достигла и даже заработала авторитет, побив дагестанца-покупателя, укравшего шоколад на две тысячи рублей. «С тех пор мой магазин в сети стали называть «Арнольд», — смеётся Олеся, – «У нас вообще внутри сети каждому магазину дают название, так что после этой истории в магазине поняли, кто — хозяин».
Олеся Светолова на рабочем месте
При этом девушка настолько увлеклась работой, что частенько от знакомых слышала вопросы, мол, когда замуж, как с такой работой что-то строить. На это Олеся смеялась и говорила: «Мой принц найдёт меня в «Магните». Так и вышло. Избранник девушки тоже в своё время работал в «Магните», и до него дошли слухи об активной девушке, построившей магазин с нуля, в который тот пришёл уже как покупатель и работник другой сферы.
Теперь Олеся — супервайзер, и тот магазин, которым она руководила, находится в её подчинении.
Услышав эту духоподъёмную историю, задаю вопрос: «Был ли опыт встречи с незрячими людьми и что вообще ты думала о людях с инвалидностью?»
«Мне казалось, что в жизни две самых страшных вещи: не видеть и иметь проблемы с сердцем», — говорит Олеся». — «При этом так в повседневном понимании я не сталкивалась с незрячими до прихода вашей команды. Но, когда вы пришли, я как будто перезарядилась».
«Как изменился твой рабочий ритм после наших тренингов?» — Задаю я следующий вопрос.
«Ваши тренинги показали, как сложно незрячему ходить в магазин», — продолжает девушка. — «Я прошлась с закрытыми глазами с собакой-проводником, послушала теорию и пересмотрела после этого свою работу. Я стала обращать внимание на работу своих сотрудников, на то, что стоит у меня в магазинах, и даже на ремонт».
«Захотелось ли после наших тренингов провести свой собственный для всей сети в твоём подчинении?» – Интересуюсь я.
«Я стараюсь это делать, особенно в тех местах, где тренингов не было. Я считаю это важным», — говорит Олеся. — «Но я понимаю, что делать добро люди не умеют и не все хотят. Многие в ту же Москву едут зарабатывать, а не помогать. Но если мы возьмёмся за руки, то мы сделаем мир добрее. Можно сказать, что да — своего рода тренинги я провожу. Я рассказываю, как правильно подойти, что надо сделать…»
У Олеси пятнадцать магазинов в подчинении в границах северного округа Москвы: от Ховрина до района метро Беговая. При этом один из магазинов, по иронии судьбы, соседствует с культурно-спортивным реабилитационным комплексом ВОС на улице Куусинена. Девушка и её коллеги думали, что приход команды нашего проекта в их жизнь связан именно с этим, но некоторым соображениям вышеуказанный магазин командой не рассматривался, что та же Олеся, надо отметить, поддерживает.
Мы ещё много рассуждали о будущем проекта, об отношении к людям с инвалидностью и даже о том, что было бы, потеряй Олеся зрение. Девушка при этом заговорила на эту тему сама и сказала: «Сначала я бы закрылась, но потом, поскольку я общительная, потянулась бы к вам и вытащила себя. Да и музыкальное образование мне бы помогло».
Под конец беседы девушка завела неожиданную тему о пользе наших тренингов, что показывает настоящую вовлечённость в процесс. «Большинство «Магнитов» располагается во многоквартирных домах, где планировка запутанная. Обязательно есть какие-то закутки, где иногда и зрячим людям тяжело ориентироваться. После тренингов я стала замечать это. Поэтому польза проекта именно в том, как правильно эту помощь в магазине оказать и получить».
Мы после беседы с Олесей запротоколировали нашу встречу
И по традиции в конце Олеся передаёт свои пожелания всем читателям: «Давайте улыбаться друг другу, возьмёмся за руки и будем больше общаться, чтобы было, как раньше: нет гаджетов, зато есть общение. Давайте просто спрашивать друг у друга, как дела, и это будет приятно и покупателям, и сотрудникам».
Ирина Шуранова. Директор одного из магазинов сети «Магнит»
«Увидев незрячего человека, я подумала, что ему по умолчанию нужна помощь, а потом поняла, что это не так»
История Ирины, на первый взгляд, кажется обычной и совершенно неинтересной: образование, карьера, семья, ребёнок. Так живёт большинство из нас и считает, что это вершина жизненного бытия, и при встрече с друзьями или знакомыми частенько говорит: «Я состоялся».
Ирина Шуранова. Фото в форменой желетке
В свои сорок два Ирина кажется таковой, имея за плечами большой опыт работы в сфере торговли и даже в обустройстве собственного магазина. И, на первый взгляд, об Ирине нечего рассказывать, но каждый человек является личностью, а его история уникальна.
Однако в этой части материала я решил сместить акцент с истории Ирины, на диалог с ней: рассказ о приходе в профессию и в проект «Магазин, доступный всем». У нас получился удивительный разговор, яркие моменты которого я приведу ниже.
Ирина родом из Рязани, и, как я уже упомянул, ей сорок два года. К окончанию школы та осознанно, не без помощи и совета родителей, приняла решение пойти учиться на в то время модную профессию экономиста. Поступила в один из московских вузов и окончила его в начале нулевых. «Я достаточно быстро определилась с профессией, — говорит Ирина, вспоминая то время. — Я видела чёткую цель и понимала, что данная профессия престижная».
После университета Ирина успела вернуться в Рязань, создать семью и вместе с мужем открыть свой магазин, в управлении которым она принимала активное участие несколько лет до ухода в декрет. Именно так и началась история нашей героини с магазинами и сферой торговли в целом. После рождения дочери Ирина просидела какое-то время дома. Перебралась в Москву, где окончательно обосновалась около пятнадцати лет назад, и уже здесь вернулась к прежней деятельности. «Когда я поняла, что устала сидеть дома, я обратилась за помощью к подруге, — вспоминает Ирина. — Та, в свою очередь, сразу посоветовала меня своим знакомым, и меня сразу взяли директором одной из Пятёрочек в центре Москвы. Такое бывает крайне редко, но я сразу попала на эту должность, минуя другие».
С тех Пор Ирина меняла места работы, но должность директора оставалась неизменной. А перед пандемией коронавируса ей повезло устроиться в один из самых центральных и необычных «Магнитов» на Тверской, где с успехом и работает по сей день.
«Каково оно руководить?» — Задаю я напрашивающийся вопрос.
«Если сумеешь организовать трёх человек, то и большее число людей сможешь потом возглавить, – говорит Ирина. — Я прошла через множество трудностей, которые с честью выдержала. Но в целом я лояльный руководитель и не хочу, чтобы при виде меня все вытягивались по струнке».
И в этом вопросе у Ирины действительно бесценный опыт, ведь одним из этапов её карьеры был магазин сети «Фасоль», который был построен с нуля, и Ирина как истинная хозяйка трепетно наводила в этом магазине собственный порядок. Об этом и зашла речь, когда я задал вопрос о возможном подъёме по карьерной лестнице и желании продвигаться.
«Мне предлагали и не раз, — отвечает Ирина. — Но я не готова бегать по всей Москве, особенно, когда у некоторых магазинов нет даже удобной парковки. А сейчас я люблю комфорт, и я лучше обустрою свой один магазин, где я — руководитель.»
«Что ты знала о мире людей с инвалидностью до прихода в твою жизнь нашего проекта?» – Задаю я ключевой вопрос.
«Работая в одном из Магнитов в жилом доме, я столкнулась с женщиной, которая жила в этом доме, но за продуктами из-за проблем с ногами сама не ходила, — воодушевлённо рассказывает Ирина. — Ей приносила продукты подруга, но в тот день она заболела, и женщине пришлось идти самой. Я тогда её увидела, ужаснулась, предложила помощь, но женщина отказалась».
На фоне этой истории мы коснулись темы онлайн-доставок и пришли к выводу, что сейчас их намного больше — после ковида, — а раньше такой сервис только вставал на профессиональные рельсы.
«Если говорить конкретно о незрячих людях, — продолжает Ирина, — то такой опыт у меня был один раз на проспекте Мира. Я там встретила незрячего парня с тростью, в очках, который уверенно куда-то шёл. И тогда я подумала: как он сам может куда-то пойти? Ему нужна помощь и сопровождение. Теперь я понимаю, что это ошибка мышления, — смеётся женщина. — Однако я тогда думала именно так.»
История знакомства нашей команды с Ириной полна трепета и лёгкой нотки драматизма. Если наша предыдущая героиня, Олеся, просто получила удовольствие и перезарядилась, то Ирина, узнав о тренинге и увидев незрячую девушку с собакой-проводником, расплакалась и была вынуждена сперва привести себя в порядок.
«Меня предупредили, что будет какое-то обучение, что мы должны просто выполнять то, что нас попросят, но когда я увидела, кто ко мне пришёл, я не смогла сдержать эмоций, особенно, когда мне завязали глаза. Я почувствовала себя беспомощной и не сдержала эмоций», — поясняет Ирина своё состояние.
И с этого момента жизнь Ирины изменилась. Воспитанная в традициях «отношения к людям с пониманием», она передаёт эту культуру своей семнадцатилетней дочери Арине. При этом Арина, как современная девушка, изначально боялась жалости к незрячим. Однако Ирина уговорила дочь и привела её на одно из мероприятий нашей команды. «Мам, так они такие, оказывается, активные и не вызывают жалости! Они вызывают восхищение!» — Процитировала Ирина слова дочери.
Сейчас Ирина активный помощник нашего проекта и даже поучаствовала в съёмке новостного ролика одного из федеральных телеканалов. Тренинг и проект её настолько вдохновили, что Ирина сразу стала звонить друзьям и знакомым, делясь ощущениями, а на работе нет-нет, да и проведёт сама тренинг. Правда потом поправляется и, смеясь, добавляет, что всё же боится сделать что-то не так.
«Захотелось ли сделать такой проект самой?» — Задаю я творческий вопрос в конце нашего разговора.
«Может, и хотелось бы, но я одна или в роли лидера не справилась бы с задачей, — отвечает Ирина смущённо. — Вот с незрячими, если кто-то из вас, например, был рядом, было бы проще».
https://dislife.ru/materials/4688
Павел Леонов и Ирина Шуранова. Фото Натальи Севастьяновой
При этом Ирина не отрицает, что хотела бы поднять какую-то социальную тему, и в конце говорит:
«Поднимите глаза от своих телефонов и посмотрите вокруг». А сотрудникам магазинов отправляет следующее пожелание: «Всегда можно найти 10-15 минут, чтобы помочь покупателю с инвалидностью. Это не так много, а человеку поможете».
Павел Леонов
Эти две истории показывают, насколько тема похода в магазин актуальна и действительно важна для незрячих, а для самих сотрудников это опыт прохождения такого жизненного пути. Никто, пройдя наши тренинги, не остался равнодушным, но самые яркие истории и персонажи просто обязаны уйти в народ, чтобы страна знала своих героев. И пусть магазин будет доступен всем!
Статью подготовил Павел Леонов — журналист и член Команды Мудрик и Ко
https://dislife.ru/materials/4688
|