....
Готовы взять любого
«Меня родители спрашивают: „Вы можете мне гарантировать, что моего ребенка не толкнут, не ударят?“ И я честно говорю, что гарантировать не могу. Но не потому, что у меня в группе ребенок с особенностями», – директор детского сада № 53 Надежда Третьякова готова к диалогу
Сейчас 53-й детский сад готов взять любого ребенка, с любыми проблемами поведения, работа выстроена, все сотрудники прошли обучение со специалистами Фонда «Обнажённые сердца». Работает консультационный центр, программа обучения родителей «Ранняя пташка». Мамам и папам рассказывают об особенностях аутизма, о том, как наладить коммуникацию, в программе предусмотрены и домашние визиты – специалисты приходят к ребенку с РАС домой и помогают выстроить взаимопонимание со всеми членами семьи, поэтому в детский сад дети приходят уже немного подготовленными.
Сначала малыши с РАС попадают в ресурсную группу, где с ними занимаются интенсивной поведенческой программой, основанной на прикладном анализе поведения. Три часа в день, один на один со взрослым. В саду для них оборудована специальная комната. Она разделена на небольшие отсеки мягкими перегородками, в ней зашторены окна, и нет ничего лишнего, чтобы дети не отвлекались и могли сосредоточиться.
Ведь ребенку с аутизмом предметы интереснее людей, и задача специалистов научить интересоваться именно людьми, как сверстниками, так и взрослыми. На занятиях малышей учат выполнять простые задания, к примеру, дать кубик или показать на картинке мяч, учат играть. Это трудно для ребят с аутизмом. У каждого свой таймер. Каждые четыре или семь минут делается перерыв в занятиях на свободную игру.
Не все малыши из этой группы идут потом в детский сад, кому-то нужно обучение в маленьком коллективе или на дому. Но если за первый год ребенок научился слушать, воспринимать взрослого, понимает просьбы и тянется к другим детям, он попадает в инклюзивную группу. Где он со всеми, но развивается по своей программе.
А как еще научиться дружить, если не общаться с ребятами? Обычные дети с удовольствием помогают, вовлекают в игру, ребят с РАС первыми позовут в пару на музыкальном занятии, потому что знают – сами они не подойдут. Вот и Демид с радостью кружится в танце, взмахивает кленовыми листочками, сегодня репетируют осенний праздник.
«Конечно, у нас не без сложностей. Вот Ваня в соседней группе, прекрасный мальчик, который научился разговаривать, умеет играть, хорошо осваивает программу, но у него трудности с коммуникацией, он может ударить человека, который окажется рядом. Если бы такой ребенок пришел в обычный сад, ему бы сказали – извините, сначала вы справляетесь с поведением, а потом уже приходите, – рассказывает Светлана Васильева.
– Мы работаем, чтобы такое поведение уходило. Когда мы увидели, что Ваня может ударить, сразу же взрослый стал все время находиться между ним и другими детьми, это первое, что мы сделали, физически не дали возможности больше такому случиться. А потом мы проанализировали действия Вани и построили ему поведенческий план».
Один на один со взрослым: ребенку с аутизмом предметы интереснее людей, и задача первого года – научить интересоваться именно людьми
В детский сад № 53 стоит очередь из желающих туда попасть. Причем очередь и из обычных детей, а не только детей с особенностями.
«Вся фишка инклюзивного образования в том, что это не семья, и ребенок с особенностями должен быть готов интегрироваться к нормотипичным сверстникам, а вся среда, которая вокруг этого ребенка складывается, должна быть готова его принять. Например, если у ребенка с РАС истерика, остальные дети не пугаются, потому что они уже научены, воспитатели им объяснили, что Петя просто расстроился, ничего страшного, сейчас ему помогут, – объясняет Надежда Третьякова.
– Меня родители спрашивают: „Вы можете мне гарантировать, что моего ребенка не толкнут, не ударят?“ И я честно говорю, что гарантировать не могу. Но не потому, что у меня в группе ребенок с особенностями, а потому, что, когда 25 детей вместе играют, одеваются на прогулку, я не смогу вам это обеспечить, это никак не связано с присутствием ребенка с особенностями. Дети у нас проживают абсолютно обычную жизнь, они ссорятся, могут толкнуть, могут упасть.
Матери – солдаты
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
Но если мы говорим про ребенка с особенностями, то здесь мы отвечаем за организацию его жизни в этой группе и вовремя реагируем».
Больше всего радует, когда наши дети идут в обычную школу
Надежда Третьякова: «Радует, когда родители наших детей с РАС говорят, что могут теперь вместе с ребенком в театр ходить, в гости, и от них не шарахаются»
За все девять лет работы с особенными детьми детсад № 53 выпустил более 40 детей с РАС. По мнению директора Надежды Третьяковой, у малышей с РАС еще велика перспектива, и все зависит от того, сколько в них вложить. Если это получается, у ребенка может быть в дальнейшем хороший маршрут.
«Больше всего радует, когда наши дети идут в обычную школу. Когда наш ребенок, образно говоря, ученик года, особенный, но любимый. И когда сами родители дают обратную связь, примерно так: „Я могу теперь с ребенком в театр съездить, в гости, от нас не шарахаются“.
И что еще очень важно – родители обычных детей тоже благодарят.
Наша выпускница Геля пошла в первый класс и как-то подходит к учительнице и говорит, что в классе есть мальчик с особенностями. „Ему нужно вот так открыть, здесь еще раз объяснить. Он кричит, потому что нервничает, а если положить вещи по порядку, то успокоится“. И Геля сама с мальчиком села за парту, стала ему помогать. Учительница поразилась и спросила маму, откуда Геля все знает. А Геля просто воспитывалась в инклюзивной группе».
https://www.miloserdie.ru/article/detskij-sad-bez-granicz/
|