Тьютор, где тебя искать?
Марина СОЛОДОВНИКОВА
Как раздобыть тьютора для своего ребенка с особыми нуждами? Кто платит за тьютора? Мама-тьютор – это хорошо или не очень? Практические подробные советы от специалистов по инклюзии
«Мой ребенок идет в первый класс, и ему требуется индивидуальное сопровождение. Можем ли мы рассчитывать на тьютора? Вроде бы он положен по закону, но школы не спешат предоставить такую услугу ребенку с ОВЗ. Подскажите, что требуется от меня как от родителя?» — такой вопрос задала наша читательница.
Отвечают Ольга Погонина, член совета РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра РОО «Контакт», и Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма», обе — мамы особых детей.
Ольга Погонина: индивидуальное сопровождение – не только тьютор
Индивидуальное сопровождение может потребоваться ребенку, если его диагноз ограничивает его возможности к самостоятельному обучению. Как правило, в таком случае психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья». (Важно понимать, что это не равно инвалидности, статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.)
Индивидуальное сопровождение бывает нескольких видов.
Ребенку может требоваться помощник/ассистент.
Например, у него ДЦП, ему трудно передвигаться и есть проблемы с мелкой моторикой, но нет особенных проблем с усвоением программы обучения. В таком случае ученику требуется технический работник, который поможет ему переходить из класса в класс, сходить в туалет, вымыть руки, достать из портфеля все необходимое для урока.
Человек, который выполняет эту работу, входит в штат школы и должен иметь среднее специальное образование, но необязательно педагогическое. В дополнение к своему образованию он может пройти специальные короткие курсы по подготовке школьных помощников детям с ОВЗ, либо пройти подготовку прямо на рабочем месте.
Теоретически на эту должность может быть оформлен родитель ребенка.
Есть ситуации, в которых ребенку необходим именно тьютор.
При аутизме, например, ребенку трудно сосредоточиться на уроке, тьютор помогает ему не отвлекаться, следит за тем, чтобы он выполнял задания. Кроме того, он участвует в обсуждении программы обучения, ее специальной адаптации к нуждам и возможностям своего подопечного, обсуждает с психологом, дефектологом, логопедом особенности его поведения и развития и то, какая помощь ему необходима. Таким образом, тьютор не только формально входит в педагогический коллектив, но является его активным членом.
На должность тьютора могут принять только высококвалифицированного специалиста с педагогическим или психологическим образованием и, как правило, с некоторым стажем педагогической работы.
Могут потребоваться и тьютор, и помощник. Так бывает, если у ребенка сложное сочетанное расстройство (например, ДЦП с элементами умственной отсталости, расстройство нейроразвития с двигательными нарушениями).
Как все организовать
Чтобы такие условия для ребенка были созданы в выбранной родителями школе, можно пойти двумя путями.
Первый путь (наиболее надежный и прямой) — зафиксировать необходимость тьюторского сопровождения в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Ольга Погонина:
— Здесь важно отметить особенность, характерную для Москвы. Несмотря на название, в московскую ПМПК не входят врачи. Это означает, что члены комиссии в части оценки особенностей здоровья ребенка будут в основном полагаться на документы, оформленные лечащим врачом ребенка.
Для вас это лучше, потому что лечащий врач, как правило, наблюдает ребенка в течение нескольких лет и хорошо представляет себе его возможности и ограничения.
Любая поликлиника в Москве знает, что для ПМПК требуется справка формы 297, то есть заключение врачебной комиссии. Также детям с ментальными нарушениями можно получить справку в НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой (бывшая «шестерка») и в НПЦ ДП (бывшая 18-я больница). Здесь, кстати, можно пройти комиссию и детям с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями. В справке врач фиксирует диагноз(ы) ребенка, и очень хорошо, если он укажет, что в силу определенных ограничений для него необходимо создать специальные условия, а именно, обеспечить поддержку тьютора или/и помощника.
В форме заключения комиссии есть раздел «специальные условия обучения». Именно в этот раздел вписываются сопровождающие тьютор и помощник, и если врач укажет, что ребенок проявляет, например, эмоционально-волевые нарушения, трудно сосредотачивается и недолго удерживает внимание и поэтому нуждается в сопровождении, то это поможет делу.
В регионах в ПМПК по-прежнему присутствуют врачи, и они оценивают возможности ребенка, но все равно требуется заключение лечащего врача, и если он указывает на необходимость сопровождения, это значительно повышает шансы его получить.
Принесите на ПМПК характеристики ребенка из детского сада или школы, его тетрадки, рисунки, любые работы, которые давали бы членам комиссии представления о том, какие у него способности и, наоборот, слабости, что требует особого внимания педагогов. И снова, если специалисты, работавшие с вашим ребенком в детском саду, укажут на необходимость сопровождения его в процессе обучения, это тоже может в значительной мере повлиять на решение ПМПК.
Здесь есть определенные подводные камни. Например, некоторое время назад в нашу организацию поступали жалобы от московских родителей на то, что ПМПК прописывала тьютора только детям с аутизмом или ДЦП. Детям, обучающимся по другим программам в тьюторе отказывали.
Однако согласно ФГОСу НОО для детей с ОВЗ («Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»), тьютор — это специалист «широкого профиля», нигде не сказано, что он полагается только при конкретных диагнозах.
Если у ребенка ОВЗ, и он обучается по адаптированной программе — он может претендовать на сопровождение тьютора.
Путаница возникла из-за фразы в одном из уточняющих документов Министерства образования — приказе № 1015, где сказано: «Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор)».
Когда мы задали вопрос о том, что имели в виду в Министерстве образования, то получили ответ, что таким образом они хотели подчеркнуть необходимость обязательного тьюторского сопровождения школьников, обучающихся по программам для детей с расстройствами аутистического спектра и опорно-двигательными нарушениями.
Это не исключает возможности предоставления тьютора детям с другими нозологиями! То есть автоматически отказать только потому, что диагноз не ДЦП и не аутизм, комиссия не имеет права.
Какие документы важно знать и полезно взять на ПМПК
Ольга Погонина:
— В регионах нередко приходится сталкиваться с отказами, и здесь важно, чтобы родители хорошо знали законодательную базу. Изучите вот эти документы:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Распечатайте их, выделите главное и возьмите их с собой на ПМПК, чтобы вы могли бороться за своего ребенка, апеллируя к федеральному законодательству.
Помните, что все дети имеют право на образование, а оно может быть реализовано, только если ребенку создадут для этого условия, соответствующие его возможностям. В противном случае права ребенка нарушены.
Если ПМПК не прописало
Но даже если ПМПК не прописала тьютора в своем заключении, у вас есть еще один путь. Ольга Погонина:
— Дело в том, что школа обязана предоставить ребенку не менее того, что прописано ПМПК, но имеет полное право предоставить сверх этого.
В школе теперь есть свой орган, психолого-педагогический консилиум, который обладает большими полномочиями.
Такой консилиум может самостоятельно принять решение о том, что вашему ребенку необходим тьютор, и на основании этого решения директор может ввести новую единицу в штатное расписание.
Подайте заявление заранее
Имейте в виду, что обычным школам, которые являются бюджетными учреждениями, требуется время на внесение изменений в штатное расписание, поэтому вы должны заранее подать заявление с просьбой создать для вашего ребенка особые условия обучения, подчеркивает Ольга Погонина.
Заявление зарегистрируйте у секретаря и оставьте себе копию. Ответ на него вам обязаны предоставить в течение 30 дней.
Несколько отличается ситуация с казенными образовательными учреждениями. Как правило, это коррекционные школы и школы-интернаты.
Если вы делаете выбор в пользу такого учреждения, то лучше всего проинформировать школьную администрацию о том, что у Вашего ребенка есть потребность в тьюторе, по крайней мере, за несколько месяцев, а еще лучше — за год до планируемого поступления ребенка в него. Дело в том, что такие учреждения не обладают собственным относительно гибким бюджетом, и для введения новой штатной единицы им требуется длинная цепочка согласований с вышестоящими инстанциями, на что уходит иногда до года. Кроме того, в этом случае вам необходимо заключение ПМПК, так как эти учреждения не могут принять решение о введении в штат тьютора своим консилиумом.
Имейте в виду, что решение ПМПК может быть принято учебным учреждением к исполнению в течение года. Если же год уже истек, вам потребуется новое заключение, так что составьте свой план действий заранее с учетом всех обстоятельств
.....
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/tyutor-gde-tebya-iskat/?fbclid=IwAR0EMluh_WJgiGrYGGRDDWN6fNb_Wq2Ml-0bbUFTOgC7MGOgSiZrT |