Как происходит тонкая настройка инклюзии, чтобы дети с особенностями не срывали уроки и становились полноправными членами коллектива? Рассказывают опытные учителя
Елена Кочура, учитель начальных классов московской школы №1465 имени адмирала Н.Г.Кузнецова. Преподает в инклюзивных классах 8 лет.
«Ребенок может спать на уроке или складывать пазл»
– Первоклассники – очень маленькие дети, которым требуется постоянное внимание учителя. Чем заняты другие ученики, пока вы работаете с особым ребенком?
– На других учениках никак не отражается присутствие в классе ребенка с особенностями. Потому что с ним рядом всегда находится тьютор. Я веду урок, а тьютор «ведет» этого конкретного ребенка: поясняет, дает задания, контролирует поведение. Причем все это он делает очень тихо.
Весь класс работает по общеобразовательной программе, а ребенок с особенностями – по адаптированной образовательной программе. Он очень постепенно включается в общую работу.
Одна девочка начинала плакать и кричать, как только ее приводили в класс, поэтому ее сразу же уводили. Это продолжалось несколько месяцев.
Такому ребенку нужно сперва привыкнуть просто сидеть на уроке, хотя бы 10-15 минут. Он может спать за партой или складывать паззл. Для него важно адаптироваться к тому, что вокруг много детей, научиться сидеть спокойно и никому не мешать.
Вначале ребенок с особенностями учится в ресурсном классе, с ним занимаются индивидуально. На моих уроках такому ученику тоже предлагаются не общие задания, а те, которые подготовлены специально для него.
Допустим, мы решаем в тетрадях сложные примеры со скобками и трехзначными числами, а он складывает «2+1», используя яркие карточки. Или мы изучаем падежи, а он обводит элементы букв в прописях.
Постепенно он начинает проводить на уроках все больше и больше времени, включается в общую работу. Например, все делают презентации о климатических поясах Земли. Обычный ребенок подготовит рассказ про белого медведя, а ребенок с особенностями произнесет одно предложение на ту же тему.
Тьютор всегда знает, что будет на уроке, и мы заранее планируем такие моменты.
«Дети с аутизмом очень любят порядок»
– У вас возникали трудности, связанные с обучением детей с особенностями развития? Как вы с ними справлялись?
– Один мальчик с аутизмом достаточно хорошо учился и хотел отвечать на уроке все время. Он расстраивался, плакал, мог даже выбежать из класса, если спрашивали другого ребенка. Специалисты ресурсного класса посоветовали мне с ним договориться: «Давай, ты будешь отвечать по три раза на каждом уроке, а потом я буду спрашивать других детей». Это отлично сработало. Аутисты – очень дисциплинированные и управляемые.
С этим же ребенком возникла еще одна проблема. Когда мы строились, чтобы идти завтракать в столовую, он всегда хотел стоять первым. Мне опять посоветовали договориться: «Давай, ты всегда будешь первым по понедельникам. А в другие дни первыми будут другие дети». Мальчик опять согласился.
Однажды у нас изменилось расписание. Я сказала: «Ребята, сейчас у нас будет не русский язык, а математика». Вдруг, один ученик с аутизмом заплакал и убежал.
После урока я спросила у его тьютора: «Что случилось?» Она объяснила: «Дети с аутизмом очень любят порядок. Если уроки меняются местами, это стресс для них». Конечно, больше я так не делала.
– Что вы делаете, если обычные дети отвлекаются на ученика с особенностями или копируют его плохое поведение?
– Дети не отвлекаются и не копируют. Прежде, чем ребенок с особенностями попадает в класс, проводится планомерная работа по подготовке других учеников к его появлению. Я рассказываю: «Ребята, на линейке 1 сентября вы видели мальчика, теперь он будет учиться вместе с нами. Он немножко отличается от вас, но он такой же замечательный, как и вы».
Мы ведь все с особенностями. Кто-то полный, кто-то худощавый, кто-то подвижный, кто-то медлительный. Все это я объясняю детям.
Во время уроков такой ребенок сначала сидит за последней партой, поэтому, даже если он ведет себя необычно, другие ученики этого не видят. Конечно, вначале они оборачиваются и смотрят, что он делает. Но если я спокойна, не реагирую на какие-то мелкие выходки этого ребенка, то и они не отвлекаются. Если он действительно разволновался, тьютор уводит его в ресурсную зону.
На самом деле дети – очень добрые и чуткие. Вы не представляете, как они переживают за своих одноклассников с аутизмом.
Когда такой ребенок отвечает на уроке, они готовы выскочить из-за парты, чтобы подсказать ему. Его победа – это их общая победа. На переменах они сами подходят к нему и предлагают: «Давай, поиграем»....