...
Глухота передается по наследству?
Валерия Душкина:
– Да, глухота может быть генетической. При этом есть много пар родителей с приобретенной глухотой, их дети рождаются без нарушений слуха. Они называются CODA (Children of deaf adult – дети глухих взрослых. – Ред.), это отдельная группа в сообществе глухих. До того как переводчиков жестовых языков начали обучать в вузах, чаще всего ими становились как раз дети глухих – ведь они всю жизнь выполняли эту функцию. Такая тенденция сохраняется и сейчас.
Эти дети – настоящие билингвы. При этом на жестовом языке ребенок часто начинает говорить чуть раньше, чем на звучащем. Это связано с тем, что артикуляционному аппарату, необходимому для звучащей речи (зубы, язык), требуется время для формирования, а руки есть у ребенка с рождения. Малыши начинают совершать более-менее осознанные движения, общаясь в том числе на жестовом языке. Они часто ошибаются в расположении жеста относительно тела, но движение повторяют – этого достаточно, чтобы понять, о чем говорит ребенок. Получается знакомый нам детский лепет, только на жестовом языке.
Как отличается развитие глухого ребенка в семье слышащих родителей и слышащего – в семье глухих?
Валерия Душкина:
– Даже если внутри семьи ребенок общается только на жестовом, это все равно язык меньшинства. Слышащий будет взаимодействовать со звучащим языком в детском саду, на площадке, кружках. Доступа к звучащему языку у него будет всегда больше, чем к жестовому. Обратная ситуация происходит, когда у слышащих родителей рождается глухой ребенок. Такие родители часто не понимают, что делать, и сначала они попадают к врачам, сурдопедагогам, логопедам. Ребенок оказывается в ситуации языковой депривации – он не получает доступа к жестовому языку, который может воспринимать легко.
Алексей Харламенков:
– Когда в слышащей семье рождается глухой ребенок, его пытаются научить слышать. Жестовый язык – это «фу, нельзя, он тогда не будет говорить». В нашей системе образования всех учат говорить вслух. Глухих не обучают жестовому языку – их родному языку.
Глухой в семье глухих имеет контакт с родителями с первого дня. Он поступает в первый класс с нормальной понятийной базой. Но есть и дети, которые приходят со знанием лишь нескольких десятков слов, и это, как правило, дети из семей слышащих. Такого ребенка трудно учить, потому что у него прошел процесс формирования речи.
Хорошие слуховые аппараты стоят дорого, их нужно менять раз в несколько лет, покупать специальные батарейки. Чтобы сделать человека слышащим, требуется огромное количество денег и времени. Не у всех есть эта возможность, поэтому принципиально важно учить ребенка жестовому языку. Чтобы глухой человек мог научиться читать и писать, ему необходимо говорить на жестовом с детства – развивать понятийный аппарат, учиться мыслить на этом языке.
Как слышащие родители говорят с глухими детьми?
Валерия Душкина:
– Есть понятие home signs (домашние жесты. – Ред.). В ситуации, когда родители слышащие, а ребенок глухой, могут появляться такие жесты. Это не те жесты, которые существуют в системе языка, а функционирующие внутри отдельной семьи. Мы можем предполагать, что современные жестовые языки появились в результате взаимодействия разных систем домашних жестов.
Алексей Харламенков:
– Бывают случаи, когда родители оставляют таких детей при себе и не желают их обучать. Они живут на уровне домашней прислуги, их жесты остаются на уровне «туда, сюда, поесть».
Есть жестовые языки, а как назвать язык, на котором мы говорим вслух? Словесный?
Валерия Душкина:
– Звучащий. Жест – это аналог слова. С такой точки зрения жестовый язык – тоже словесный. Также важно, что язык жестов – совсем другое понятие, более близкое к языку тела.
Как и когда появились жестовые языки?
Валерия Душкина:
– Принято считать, что европейские жестовые языки стали развиваться во время промышленной революции. Глухие начинали концентрироваться на мануфактурах и заводах – появлялись первые городские сообщества неслышащих. С этим же совпал процесс открытия первых общественных школ для глухих. Современные европейские жестовые языки – дети образовательной системы. В школах начали формироваться небольшие сообщества, в этих условиях и возникал язык.
Жестовые языки возникали в процессе общения, как и звучащие языки. Они не придуманы ни глухими, ни слышащими людьми. Слышащие долго определяли и продолжают определять методы и формы обучения глухих людей, но это влияние не тотально.
Делятся ли жестовые языки на языковые семьи?
Валерия Душкина:
– В зависимости от методологии мы получаем разные результаты. В научном сообществе есть варианты деления на семьи и на кластеры. Мы знаем, что в определенном месте была основана школа, потом иностранный педагог приехал в эту страну и привез метод в свою. В Россию, например, выписывали людей из Франции, они помогали при открытии школы для глухих в Петербурге. Поэтому русский жестовый язык (далее – РЖЯ) связан с французским, как и американский. А вот британский жестовый язык кардинально отличается от американского именно из-за происхождения от разных школ. При этом звучащий язык страны тоже оказывает влияние на жестовый.
Обучение глухих основывается на жестовом языке?
Валерия Душкина:
– В конце XVIII века появились две концепции – мануализм и орализм. Первый метод предполагал обучение звучащему языку, основанное на жестовом, второй – развитие только устной речи. Во многих школах использовали жестовый язык.
В 1880 году состоялся Миланский конгресс, на котором из более чем 200 человек только трое были глухими. Там была принята резолюция о тотальном устном методе, запрещавшая жестовый язык в образовательных учреждениях. Глухих детей решили учить слышать и говорить голосом.
В школах для глухих в России жестовый язык скорее не используется и сейчас. Обратная ситуация – больше исключение, чем правило.
Пока слышащие дети учат математику и географию, глухие прилагают усилия, чтобы прочитать по губам.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/zhestovye-imena-detskij-lepet-rukami-i-iskusstvo-gluhih-20-voprosov-o-zhestovyh-yazyka |