Древняя Греция: у истоков безбарьерной среды
Исследование: древнегреческие храмы и лечебницы были оборудованы скатами и пандусами для людей с ограниченной мобильностью
Фото: cambridge.org
Древняя Греция известна своими многочисленными храмами и святилищами, в том числе посвященными врачеванию и целительству и связанными с ними культами. Анализ архитектуры этих сооружений и связанных с ними общественных мест показал, что древние греки стремились обеспечить доступ к лечебным святилищам всем без исключения людям, в том числе и с ограниченными физическими возможностями.
Биоархеологические данные подтверждают то, что древние греки были хорошо знакомы с фактами нарушения мобильности. Например, на месте Амфиполя в северной Греции анализ около 20% из более чем 900 раскопанных там останков людей выявил остеоартритные поражения почти у 60% скелетов. 10 из 11 эксгумаций, проанализированных на кладбищах в афинской Агоре, выявили признаки дегенеративных заболеваний суставов, в основном поражающих бедра или колени.
В ходе проведения других исследований были выявлены случаи возрастной дегенерации, в том числе остеофиты, поражающие шейные, грудные и поясничные позвонки, выраженного остеоартрита и дегенеративных заболеваний суставов на шее, пояснице, плечах, руках и ногах. Все это свидетельствует о том, что многие люди в Древней Греции имели различные формы инвалидности, нередко значительно выраженные.
Древние греки не были бы удивлены, встретив на улице человека с инвалидностью. Более того, такие люди не были исключены из общества или выброшены из анналов истории. Среди них были известные правители, государственные деятели, военачальники. Вместе с тем, они были и пациентами врачей и целителей, как и другие такие же люди с инвалидностью. Нарушения подвижности сами по себе не выделяли человека как исключение или что-то особенное. Это были обычные люди, пусть и отличающиеся от других своими физическими особенностями.
Античная амфора (ок . 480 г. до н.э.). Старик опирается на кривой посох или костыль, прощаясь с воином (музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк). Фото: cambridge.org
* * *
Деталь фриза Парфенона в Афинах (V век до н.э.). Бог Гефест с костылем под правой рукой (Британский музей, Лондон). Фото: cambridge.org
Неподвижные каменные пандусы – это хорошо известные элементы древнегреческих храмов и святилищ. Некоторые из них использовались для облегчения передвижения на колесах, по другим заводили в храмы жертвенных животных, иногда такие пандусы применялись при строительстве и ремонте зданий храмов. Однако назначение некоторых пандусов было совершенно иным – они использовались для облегчения передвижения людей с ограниченной мобильностью.
В Древней Греции проектировались и строились пандусы в лечебницах и храмовых святилищах, посвященных целительству, чтобы сделать их доступными для людей, которые не могли свободно пользоваться лестницами, включая инвалидов, а также пожилых людей, беременных женщин и маленьких детей. Хотя предоставление доступа лицам с ограниченной подвижностью, скорее всего, и не было исключительной функцией этих пандусов, но такое назначение было основным фактором в их конструкции.
Издательство Кембриджского университета опубликовало результаты исследования, проведенного специалистами Университета штата Калифорния (Лонг-Бич, США) под руководством Дебби Смит. Они свидетельствуют, что здания некоторых храмов, святилищ и лечебниц было оборудовано пандусами для людей, испытывающих трудности в передвижении.
В лечебном святилище Асклепия в Эпидавре было как минимум 11 каменных скатов. Имеющиеся данные указывают на то, что в таких лечебницах, принимавших людей с различными заболеваниями, было больше скатов, чем в обычных храмах. Два таких храма – святилища Асклепия в Эпидавре и Коринфе – достаточно хорошо сохранились, чтобы проиллюстрировать эту закономерность.
Святилище Асклепия в Эпидавре, на северо-востоке Пелопоннеса было самым важным лечебным святилищем древней Греции. Оно имел впечатляющий каменный пандус, который был построен в святилище изначально – при строительстве храма. Позже, в ходе проведения реконструкции, в нем были построены небольшие вспомогательные сооружения, многие из которых были оборудованы пандусами.
Реконструкция храма Асклепия в Эпидавре (IV в. до н.э.), на которой показан пандус, выходящий с передней / восточной стороны. Фото: cambridge.org
В общей сложности 11 постоянных каменных пандусов были установлены на девяти отдельных сооружениях в святилище Асклепия в Эпидавре в 4 веке до нашей эры. Другие здания в святилище не были высоко подняты над уровнем земли, то есть входы в них специально занижали, чтобы не создавать проблемы для доступа людям, имеющим трудности в передвижении.
Реконструкция толоса в святилище Асклепия в Эпидавре (IV век до н. э.). Фото: cambridge.org
Достаточно много пандусов было и в хорошо известном, хотя и значительно меньшем святилище Асклепия в Коринфе. Его строительство началось в конце 4 века до нашей эры. Храм Асклепия в Коринфе был возведен на высоком подиуме с каменным пандусом спереди. Как и в Эпидавре, абатон находился на уровне земли, не требуя дополнительных элементов, чтобы сделать его доступным для людей с ограниченной мобильностью.
После посещения храма и лечебницы посетители шли к светскому двору Лерны, который был на 4 метра ниже места святилища и включал фонтаны и столовые. Хотя лестница обеспечивала доступ ко двору с северной стороны абатона, посетители также могли пользоваться скатом, который пролегал по всей длине комплекса с востока на запад.
Пандус на южной стороне святилища Асклепия в Коринфе, смотрящий на запад в сторону двора Лерны.
Фото: cambridge.org
В древнегреческих лечебных святилищах было больше скатов и пандусов, чем в обычных храмах. Были, однако, и исключения. Например, в хорошо сохранившемся лечебном святилище Асклепия на Косе была лестница, соединяющая три его террасы. Однако это свидетельствует лишь о том, что разные лечебные святилища специализировались на определенных типах заболеваний и физических нарушений. Святилища, которые более активно занимались исцелением заболеваний, влияющими на физическую активность, были больше оборудованы пандусами. И такая специализация очевидна как в Эпидавре, так и в Коринфе.
Большое количество пандусов в местах, часто посещаемых людьми с нарушениями подвижности, позволяет предположить, что древние греки сознательно обеспечивали потребности пользователей с ограниченной мобильностью в таких местах. Древнегреческое общество, конечно же, не является зеркальным отражением современного общества, однако можно сказать, что древние греки думали и заботились о членах общества с ограниченными физическими возможностями. И пусть отношение к людям с инвалидностью заметно отличается сейчас и еще 50-100 лет назад, но первые шаги к созданию безбарьерной среды были сделаны уже во времена Древней Греции.
Источник: https://dislife.ru/materials/3324 |