Интервью портала Dislife с Кариной Прусаковой
Карина Прусакова — водитель Яндекс Go. Личный архив
«Такси свободен»
или
«Будни неслышащей таксистки»
Трогательная фраза Адама Козлевича из романа «Золотой телёнок» в критичный для главных героев момент как нельзя лучше показывает необходимость такси как личного и в то же самое время общественного транспорта.
Лет тринадцать назад я пробовал себя в службе такси, и за время работы в ней я вёл свою неофициальную статистику поездок и их целей. Чаще всего люди либо поздно возвращались из гостей, либо хотели быстрее добраться куда-то с тяжёлыми вещами — на вокзал или в аэропорт. В то время такси можно было заказать только по телефону, агрегаторы только появлялись и работали местами с перебоями.
Сейчас это по-настоящему огромная система: каждый день сотни автомобилей такси совершают множество заказов из точки «А» в точку «Б». С увеличением спроса растет потребность в водителях, и поэтому с каждым годом их становится больше.
Если вы часто пользуетесь такси Яндекс Go, скорее всего, хоть раз вам попадался неслышащий водитель. Яндекс ещё в 2018 году начал адаптировать сервис для глухих и слабослышащих водителей.
Меня всегда интересовал подобный опыт работы, и недавно мне посчастливилось пообщаться с Кариной Прусаковой — глухой девушкой, которая уже более года сотрудничает с Яндекс Go.
Карина Прусакова — водитель Яндекс Go. Личный архив
Карине 33 года, она родом из Беларуси, но уже более 10 лет живет в России. Карина полностью потеряла слух в детстве после того, как ей сделали прививку. Слышащие родители во всем поддерживали дочь: «Я росла в дружелюбной атмосфере, и мои родители делали всё возможное, чтобы я чувствовала себя уверенно и не думала, что я не слышу», — делится она.
Уверенности в том, что именно эта прививка послужила причиной полной потери слуха ни у неё, ни у её родных нет, но по воспоминаниям ей кажется, что всё произошло именно так. «В советское время правду же не говорили», - то ли смущается, то ли пытается разрядить обстановку Карина.
Карина окончила специализированную школу для глухих и с детства была увлечена спортом. «Я особо ни о чём в школе не мечтала, — признается девушка. — У нас с профессиями так же сложно, как и у людей с плохим зрением. Мы можем работать на заводе, что-то делать руками, но при этом работа не должна быть связана с общением по телефону. Поэтому я мечтала и мечтаю до сих пор о хорошей спортивной карьере. Если бы я слышала, я бы очень хотела стать олимпийской чемпионкой по плаванию», — рассказывает она.
Спортивная карьера девушки сложилась по другому пути, но все равно оказалась весьма впечатляющей. Ещё в Беларуси Карина играла в футбол, а после переезда в Россию попала в специализированную команду, где быстро отобралась в сборную и смогла принять участие в Лиге чемпионов. Девушка добилась огромных успехов и до пандемии занимала вторые и третьи места в зарубежных соревнованиях.
Карина Прусакова — водитель Яндекс Go. Личный архив
«Я подумывала уже заканчивать, не играла год», — говорит Карина. То, что она до сих пор играет — заслуга её тренера, который уговорил остаться в команде.
Параллельно Карина попробовала разные сферы деятельности. Из ярких примеров девушка выделяет работу курьером и работу в автосалоне в Санкт-Петербурге, где она жила после переезда в Россию.
В процессе беседы мне стало интересно, где же, по мнению самой Карины, условия для глухих и слабослышащих лучше: в Минске, Петербурге или Москве. И тут девушка задумалась: «Мне сложно выделить какое-то место по условиям жизни. Я знаю по своим друзьям, кто живёт в Минске, что они так же живут, работают, могут путешествовать. В Москве разве что больше активностей и зарплата выше. А так я не вижу особых различий».
Знакомство Карины с сервисом Яндекс Go случилось в прошлом году, работать водителем ей предложила подруга. «Я посчитала это для себя классным вариантом, — поясняет Карина. — Это мне подходит и по заработку, и по графику работы. Здесь важно то, что я могу сама себе выбрать комфортный график и выехать тогда, когда мне удобно».
Карина признаётся, что получает больше московского МРОТ и искренне сокрушается, как можно выжить на минимальную зарплату в Москве.
Про общение с пассажирами во время поездок девушка говорит так: «Я могу немножко разговаривать и общаться короткими фразами. Для всего остального есть чат в приложении, мне это удобно».
Работа таксиста, на первый взгляд, кажется будничной и скучной. Едешь по городу, забираешь одних людей, довозишь до нужного места и забираешь потом других, но это только так кажется. Карина поделилась со мной несколькими историями, которые произошли за время работы.
В большинстве случаев пассажиры спокойно и с пониманием реагируют на то, что к ним приехал глухой водитель, но как рассказала Карина, редко, но иногда все-таки происходит недопонимание, связанное с отсутствием слуха у девушки.
«Однажды я везла пассажирку, и в какой-то момент она начала мне что-то говорить. Я попыталась объяснить ей, что не слышу, на что она стала кричать и показывать жестами остановить машину. В итоге она поставила мне низкую оценку за поездку, было неприятно».
Но всё же хороших историй больше, чем плохих, и следующие две истории показательны для всех их участников.
Карина Прусакова — водитель Яндекс Go. Личный архив
Некоторые водители такси не любят перевозить пассажиров с животными, особенно с собаками. А Карина рада им всем, в том числе и собакам-проводникам. «Собака не виновата ни в чём, — поясняет девушка. — Я легко могу почистить салон после собаки, а людям приятно». Карина часто получает благодарные отзывы по этому поводу, особенно, если это не служебные собаки. Одна девушка честно призналась Карине, что только она согласилась везти её собаку, которая тихо себя ведёт и никому не мешает. «Я скорее не возьму пьяных пассажиров», — добавляет девушка.
Или вот другая история. Как-то Карине поступил заказ от незрячего пассажира. Он заранее сообщил о том, что не видит, с помощью Экрана специальных возможностей в приложении. Однако там не указывается, сколько человек едет. «Я приехала на место, где нужно было человека забрать, смотрю — стоит парень с тростью и явно ждёт меня, — рассказывает девушка. — Вижу: подъезжает ещё одна машина, там явно сидят немного нетрезвые люди и пытаются этому незрячему парню предложить помощь. А рядом был ещё один парень, видимо, друг, и он объяснял что-то. Они подходят, я сверяю адрес и понимаю, что незрячий парень едет один без друга. Тут я и задумалась, как нам общаться…»
В итоге контакт был налажен, и девушка даже помогла пассажиру найти путь к подъезду, потому что он не сориентировался, где находится.
«Я сейчас живу в моменте и радуюсь жизни такой, какая она есть на сегодняшний день. Работаю тогда, когда мне удобно. В основном выхожу на рейс с десяти утра до восьми вечера», — говорит Карина, отвечая на вопрос о своем графике.
Девушка пока не думает о будущем и радуется своей работе, которую очень любит. «Главное — не унывать и верить, что всё получится, – заключает Карина. — Мы всё можем, и это самое главное».Материал подготовлен медиаволонтером
Источник: https://dislife.ru/materials/4753 |