Новый сайт инвалидов "феникс" ортолайф4
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 03.12.2024, 20:40



Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Инвалиды и общество [38]
параспорт [8]
интервью [25]
Historia magistra vita [34]
История учитель жизни
работа и образование [13]
статьи со старых сайтов системе Ортолайф [1]
дети инвалиды [8]
медицина [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
 6  Отлично!
 5  Хорошо
 4  Нормально
 3  Так себе
 2  Плохо!
Форма входа
 

Каталог статей


Всеволод Кащенко и его школа исключительных детей часть 2 заключительная

...

Триумф и упадок

Слева – урок музыки с педагогом С.Н. Калинниковой. Справа – С.Н. Крюков с детьми на урокеСлева – урок музыки с педагогом С. Н. Калинниковой. Справа – С. Н. Крюков с детьми на уроке. Фото: https://museum.ikprao.ru/

Школа приобретала известность. Видный олигофренопедагог Алексей Граборов восхищается тем, как четко и слаженно все там устроено. Еще больше он впечатлен результатом.

Создается хотя и любительский, но уникальный музей. Известный детский психиатр Адриан Сергеевич Грибоедов пишет: «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты».

Кащенко, как говорится, на коне. Невропатолог Филадельф Забугин вспоминал о нем: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать… Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени».

Это был специалист высочайшего уровня квалификации. И прекрасный человек. Одна из современниц так его описывала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован… Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение».

Педагогический институт детской дефективности

«Олимпийские игры» в Финском заливе во время каникул на даче в Финляндии«Олимпийские игры» в Финском заливе во время каникул на даче в Финляндии. Фото: https://museum.ikprao.ru/

Дело в темпе продвигается вперед, но тут приходит революция. Школу реорганизуют в Дом изучения ребенка, при нем открывается Медицинско-педагогическая станция. Правда, Всеволод Петрович продолжает всем этим руководить. Может быть, доктору помогло его «революционное» прошлое. В те времена вопрос: «а что ты делал до 1917 года» был невероятно актуален. И высылка в студенческие годы из Москвы была очень полезной частью биографии.

Но все равно Кащенко превратился из полноправного хозяина в послушного исполнителя чужой воли.

Впрочем, он не унывает. Организует, кроме всего прочего, курсы по подготовке специалистов-дефектологов. Затем на базе этих курсов доктор открывает Педагогический институт детской дефективности. Но уже в 1925 году институт полностью теряет даже ту самостоятельность, которой он еще недавно обладал, и вливается в один из факультетов так называемого Второго МГУ – бывших Московских женских курсов.

Режут, как говорится, по живому.

«Контрреволюционный профессор»

Слева – здание школы-санатория. Справа – Л.С. ВыготскийСлева – здание школы-санатория. Справа – Л. С. Выготский. Фото: https://museum.ikprao.ru/

А спустя еще два года Всеволода Петровича неожиданно освобождают вообще от всех руководящих должностей. Впрочем, это громко сказано – «от всех». Институт детской дефективности закрыт в 1925 году, Дом изучения ребенка упразднен еще раньше – в 1921-м. Оставалось только руководство Медицинско-педагогической станции. Вот от него и отстранили. Назвав почему-то «контрреволюционным профессором».

На место Кащенко назначили Льва Семеновича Выготского, известного марксиста от психологии. Он первым делом – абсолютно по-марксистски – уничтожил все, что было сделано Всеволодом Петровичем и его подопечными еще со времен школы-санатория. Фотографии, учебные пособия, макеты, всяческие стенды – все это оказалось выброшено на помойку. В том числе и уникальная коллекция портретов известных дефектологов всего мира – начиная от времен зарождения профессии.

Эту коллекцию собрал сам Кащенко, потратив на нее немало времени.

Разумеется, погиб музей. Хотя еще недавно его ставили в пример другим музеям.

Первая книга о реабилитации особых детей

Слева – книга В.П. Кащенко. Справа – могила В.П. Кащенко на Новодевичьем кладбищеСлева – книга В. П. Кащенко. Справа – могила В. П. Кащенко на Новодевичьем кладбище. Фото: wikipedia.org

В принципе, Всеволод Петрович еще легко отделался. Могли и посадить. Удар держал достойно. Никому не жаловался. Читал лекции в клубах, консультировал в поликлиниках. И работал над главным научным трудом своей жизни – книгой «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков». Это была одна из первых книг, написанных в нашей стране и посвященных реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Правда, ее издали только в 1992 году. Тогда, в тридцатые, она была «несвоевременной». Впрочем, своей актуальности этот труд не утратил. Автор это предвидел: «Когда я пишу эти строки, то вижу глаза не только сегодняшних читателей, но и тех, кто раскроет мой труд завтра… я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель и в будущем извлечет из написанного мною поучительный смысл».

Умер Всеволод Кащенко в Москве в 1943 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


 

 


 



Источник: https://www.miloserdie.ru/article/vsevolod-kashhenko-i-ego-shkola-isklyuchitelnyh-detej/
Категория: Historia magistra vita | Добавил: fenixavk (03.04.2023) | Автор: Алексей МИТРОФАНОВ
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта