...
Триумф и упадок
Слева – урок музыки с педагогом С. Н. Калинниковой. Справа – С. Н. Крюков с детьми на уроке. Фото: https://museum.ikprao.ru/
Школа приобретала известность. Видный олигофренопедагог Алексей Граборов восхищается тем, как четко и слаженно все там устроено. Еще больше он впечатлен результатом.
Создается хотя и любительский, но уникальный музей. Известный детский психиатр Адриан Сергеевич Грибоедов пишет: «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты».
Кащенко, как говорится, на коне. Невропатолог Филадельф Забугин вспоминал о нем: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать… Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени».
Это был специалист высочайшего уровня квалификации. И прекрасный человек. Одна из современниц так его описывала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован… Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение».
Педагогический институт детской дефективности
«Олимпийские игры» в Финском заливе во время каникул на даче в Финляндии. Фото: https://museum.ikprao.ru/
Дело в темпе продвигается вперед, но тут приходит революция. Школу реорганизуют в Дом изучения ребенка, при нем открывается Медицинско-педагогическая станция. Правда, Всеволод Петрович продолжает всем этим руководить. Может быть, доктору помогло его «революционное» прошлое. В те времена вопрос: «а что ты делал до 1917 года» был невероятно актуален. И высылка в студенческие годы из Москвы была очень полезной частью биографии.
Но все равно Кащенко превратился из полноправного хозяина в послушного исполнителя чужой воли.
Впрочем, он не унывает. Организует, кроме всего прочего, курсы по подготовке специалистов-дефектологов. Затем на базе этих курсов доктор открывает Педагогический институт детской дефективности. Но уже в 1925 году институт полностью теряет даже ту самостоятельность, которой он еще недавно обладал, и вливается в один из факультетов так называемого Второго МГУ – бывших Московских женских курсов.
Режут, как говорится, по живому.
«Контрреволюционный профессор»
Слева – здание школы-санатория. Справа – Л. С. Выготский. Фото: https://museum.ikprao.ru/
А спустя еще два года Всеволода Петровича неожиданно освобождают вообще от всех руководящих должностей. Впрочем, это громко сказано – «от всех». Институт детской дефективности закрыт в 1925 году, Дом изучения ребенка упразднен еще раньше – в 1921-м. Оставалось только руководство Медицинско-педагогической станции. Вот от него и отстранили. Назвав почему-то «контрреволюционным профессором».
На место Кащенко назначили Льва Семеновича Выготского, известного марксиста от психологии. Он первым делом – абсолютно по-марксистски – уничтожил все, что было сделано Всеволодом Петровичем и его подопечными еще со времен школы-санатория. Фотографии, учебные пособия, макеты, всяческие стенды – все это оказалось выброшено на помойку. В том числе и уникальная коллекция портретов известных дефектологов всего мира – начиная от времен зарождения профессии.
Эту коллекцию собрал сам Кащенко, потратив на нее немало времени.
Разумеется, погиб музей. Хотя еще недавно его ставили в пример другим музеям.
Первая книга о реабилитации особых детей
Слева – книга В. П. Кащенко. Справа – могила В. П. Кащенко на Новодевичьем кладбище. Фото: wikipedia.org
В принципе, Всеволод Петрович еще легко отделался. Могли и посадить. Удар держал достойно. Никому не жаловался. Читал лекции в клубах, консультировал в поликлиниках. И работал над главным научным трудом своей жизни – книгой «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков». Это была одна из первых книг, написанных в нашей стране и посвященных реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Правда, ее издали только в 1992 году. Тогда, в тридцатые, она была «несвоевременной». Впрочем, своей актуальности этот труд не утратил. Автор это предвидел: «Когда я пишу эти строки, то вижу глаза не только сегодняшних читателей, но и тех, кто раскроет мой труд завтра… я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель и в будущем извлечет из написанного мною поучительный смысл».
Умер Всеволод Кащенко в Москве в 1943 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/vsevolod-kashhenko-i-ego-shkola-isklyuchitelnyh-detej/ |