Загадочный Фельденкрайз: не больно и эффективно
Дарья МЕНДЕЛЕЕВА
В отечественной практике пациентов с ДЦП принято долго и болезненно растягивать. Но терапия по Фельденкрайзу безболезненна. Дети уверены, что с ними играют
Дима и Катя Шабуцкая
Диме три года, у него ДЦП. Десять месяцев назад Дима не умел делать ничего, только лежал и смотрел в потолок. Поскольку ребёнок не реагировал на внешние раздражители, врачи уверяли родителей, что Дима слепой.
Сегодня от прошлого осталось только шутливое прозвище Кабачок. Мама Аня говорит, что положить Диму-Кабачка и спокойно отойти, как раньше, уже не получается. Ползать он пока не умеет, но постоянно норовит куда-нибудь укатиться.
Вместе с группой будущих физических терапевтов я смотрю, как в руках Кати Шабуцкой Дима-Кабачок пытается встать на колени, дотянуться до большого синего мяча, хватает игрушку. И при этом постоянно хохочет. В отечественной практике пациентов с ДЦП принято долго и болезненно растягивать. Но терапия по Фельденкрайзу безболезненна, и Кабачок уверен: всё, что с ним делает терапевт – это такая весёлая игра.
С опозданием на 25 лет
На вопрос о проблемах отечественной реабилитации физический терапевт Катя Шабуцкая отвечает: «Лучше я расскажу о том, как однажды привезла поработать в Россию коллегу из Германии, тётеньку лет шестидесяти. Я рассказываю ей про все наши ужасы, и она вдруг говорит: «Расслабься! 20-25 лет назад у нас было то же самое. Но мы это изживали сознательно. Просто поняли, что болезненная реабилитация неэффективна».
Отечественный мейнстрим реабилитации при ДЦП – это ЛФК и растяжки. Вообще причина ДЦП – проблемы в работе мозга. Но отечественная школа упорно продолжает «разрабатывать» спастические мышцы и суставы пациентов. Больных тренируют, как космонавтов – встать к шведской стенке и сделать 150 приседаний! Поднять ногу 80 раз! И так – каждый день.
«Советская ЛФК была куда гуманнее, но в 1990-е годы не произошла передача знаний следующему поколению. Когда в медицине стали плохо платить, специалисты ушли, а молодые учились, условно говоря, по конспектам» – рассказывает Катя.
Порочная идея нашей реабилитации – то, что не работает само, начинают тянуть силой. Через дикую боль.
Яна, 29 лет, ДЦП. Имеет опыт традиционной реабилитации и реабилитации по Фельденкрайзу:
«Когда тебя тянут насильно, внутри — паника. Ты понимаешь, что тебя сейчас просто уничтожат, и надо срочно вырываться. И от бесконечной боли застилает глаза. Боль, когда рвут зубы, делают какие-то полостные операции, не может сравниться с тем, что ты чувствуешь, когда тянут. Первые десять минут ты просто терпишь, даже улыбаешься. От одиннадцатой до двенадцатой начинает темнеть в глазах. Потом ты просто думаешь, что это невозможно. Считалось, что это растянет контрактуры».
Как реабилитировать по-другому
Все дети учатся движению одинаково – делают много попыток и запоминают удачные. Увидев цель (например, игрушку) здоровый ребёнок начинает за ней тянуться. Когда дотягивается, получает удовольствие. Происходит выброс эндорфина, и записанная в мозге нейронная дорожка «протянуть руку и достать игрушку» получает положительное подкрепление. Всё, навык освоен – мозг его запомнил.
Но у ребёнка с неврологическими ограничениями может быть мощная спастика, поэтому он просто не знает, как двигаться. Он попробовал раз, два, три – не получается, и он больше не пытается. Так мы обычно не пытаемся достать рукой вещи со шкафа – заранее знаем, что не получится.
Но если показать такому ребёнку, как сделать нужное движение легко, а потом дать ему те же несколько попыток, он научится. Ребёнок со спастикой не глупый – он просто не может догадаться, как сделать это самому.
Катя: «У меня есть методики, как расслабить напряжённую руку. И про любое физическое ограничение я как физический терапевт должна понимать, как оно устроено, что именно сдерживает пациента, и должна знать, как его обойти. Если я показала ребёнку, как сделать движение легко, он его тут же воспримет, потому что это ему нужно и интересно. Например, ребёнку с ДЦП сложно повернуть голову в положении лежа на животе. В одну сторону она обычно поворачивается, а в другую – никак не хочет. И тогда ребёнку нужно просто поднять противоположное плечо. Теперь, если со стороны, в которую его не пускает спастика, будет игрушка, он охотно туда повернётся.
При этом важно – я только подсказываю, но ничего не делаю за ребёнка; он всё делает сам. И ещё в каждый момент нужно знать, чего от ребёнка можно требовать. Все-все движения мы делим на мелкие этапы».
Терапия по Фельденкрайзу крайне внимательна к ребёнку.
Например, здесь утверждают: невозможно положить перед ребёнком игрушку, когда он только учится сидеть. На первом этапе сидения руки ребёнку нужны, чтобы на них опираться. И только когда он оторвал от опоры обе руки, можно привлекать внимание к чему-то ещё. Если игрушка появится раньше, он начнёт рыдать, потому что игрушку он хочет, но руки отпустить боится.
....
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/zagadochnyj-feldenkrajz-ne-bolno-i-effektivno-k-o-s/ |