Новый сайт инвалидов "феникс" ортолайф4
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 00:48



Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Инвалиды и общество [32]
параспорт [8]
интервью [21]
Historia magistra vita [30]
История учитель жизни
работа и образование [12]
статьи со старых сайтов системе Ортолайф [1]
дети инвалиды [8]
медицина [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
 6  Отлично!
 5  Хорошо
 4  Нормально
 3  Так себе
 2  Плохо!
Форма входа
 

Каталог статей


Жестовые имена, детский лепет руками и искусство глухих. 20 вопросов о жестовых языках часть 2

...

Глухота передается по наследству?

Валерия Душкина:

Да, глухота может быть генетической. При этом есть много пар родителей с приобретенной глухотой, их дети рождаются без нарушений слуха. Они называются CODA (Children of deaf adult – дети глухих взрослых. – Ред.), это отдельная группа в сообществе глухих. До того как переводчиков жестовых языков начали обучать в вузах, чаще всего ими становились как раз дети глухих – ведь они всю жизнь выполняли эту функцию. Такая тенденция сохраняется и сейчас.

Эти дети – настоящие билингвы. При этом на жестовом языке ребенок часто начинает говорить чуть раньше, чем на звучащем. Это связано с тем, что артикуляционному аппарату, необходимому для звучащей речи (зубы, язык), требуется время для формирования, а руки есть у ребенка с рождения. Малыши начинают совершать более-менее осознанные движения, общаясь в том числе на жестовом языке. Они часто ошибаются в расположении жеста относительно тела, но движение повторяют – этого достаточно, чтобы понять, о чем говорит ребенок. Получается знакомый нам детский лепет, только на жестовом языке.

Как отличается развитие глухого ребенка в семье слышащих родителей и слышащего – в семье глухих?

Валерия Душкина:

Даже если внутри семьи ребенок общается только на жестовом, это все равно язык меньшинства. Слышащий будет взаимодействовать со звучащим языком в детском саду, на площадке, кружках. Доступа к звучащему языку у него будет всегда больше, чем к жестовому. Обратная ситуация происходит, когда у слышащих родителей рождается глухой ребенок. Такие родители часто не понимают, что делать, и сначала они попадают к врачам, сурдопедагогам, логопедам. Ребенок оказывается в ситуации языковой депривации – он не получает доступа к жестовому языку, который может воспринимать легко.

Алексей Харламенков:

Когда в слышащей семье рождается глухой ребенок, его пытаются научить слышать. Жестовый язык – это «фу, нельзя, он тогда не будет говорить». В нашей системе образования всех учат говорить вслух. Глухих не обучают жестовому языку – их родному языку.

Глухой в семье глухих имеет контакт с родителями с первого дня. Он поступает в первый класс с нормальной понятийной базой. Но есть и дети, которые приходят со знанием лишь нескольких десятков слов, и это, как правило, дети из семей слышащих. Такого ребенка трудно учить, потому что у него прошел процесс формирования речи.

Хорошие слуховые аппараты стоят дорого, их нужно менять раз в несколько лет, покупать специальные батарейки. Чтобы сделать человека слышащим, требуется огромное количество денег и времени. Не у всех есть эта возможность, поэтому принципиально важно учить ребенка жестовому языку. Чтобы глухой человек мог научиться читать и писать, ему необходимо говорить на жестовом с детства – развивать понятийный аппарат, учиться мыслить на этом языке.

Как слышащие родители говорят с глухими детьми?

 

Валерия Душкина:

Есть понятие home signs (домашние жесты. – Ред.). В ситуации, когда родители слышащие, а ребенок глухой, могут появляться такие жесты. Это не те жесты, которые существуют в системе языка, а функционирующие внутри отдельной семьи. Мы можем предполагать, что современные жестовые языки появились в результате взаимодействия разных систем домашних жестов.

Алексей Харламенков:

Бывают случаи, когда родители оставляют таких детей при себе и не желают их обучать. Они живут на уровне домашней прислуги, их жесты остаются на уровне «туда, сюда, поесть».

Есть жестовые языки, а как назвать язык, на котором мы говорим вслух? Словесный?

Валерия Душкина:

Звучащий. Жест – это аналог слова. С такой точки зрения жестовый язык – тоже словесный. Также важно, что язык жестов – совсем другое понятие, более близкое к языку тела.

Как и когда появились жестовые языки?

Валерия Душкина:

Принято считать, что европейские жестовые языки стали развиваться во время промышленной революции. Глухие начинали концентрироваться на мануфактурах и заводах – появлялись первые городские сообщества неслышащих. С этим же совпал процесс открытия первых общественных школ для глухих. Современные европейские жестовые языки – дети образовательной системы. В школах начали формироваться небольшие сообщества, в этих условиях и возникал язык.

Жестовые языки возникали в процессе общения, как и звучащие языки. Они не придуманы ни глухими, ни слышащими людьми. Слышащие долго определяли и продолжают определять методы и формы обучения глухих людей, но это влияние не тотально.

Делятся ли жестовые языки на языковые семьи?

Валерия Душкина:

В зависимости от методологии мы получаем разные результаты. В научном сообществе есть варианты деления на семьи и на кластеры. Мы знаем, что в определенном месте была основана школа, потом иностранный педагог приехал в эту страну и привез метод в свою. В Россию, например, выписывали людей из Франции, они помогали при открытии школы для глухих в Петербурге. Поэтому русский жестовый язык (далее – РЖЯ) связан с французским, как и американский. А вот британский жестовый язык кардинально отличается от американского именно из-за происхождения от разных школ. При этом звучащий язык страны тоже оказывает влияние на жестовый.

Обучение глухих основывается на жестовом языке?

Валерия Душкина:

В конце XVIII века появились две концепции – мануализм и орализм. Первый метод предполагал обучение звучащему языку, основанное на жестовом, второй – развитие только устной речи. Во многих школах использовали жестовый язык.

В 1880 году состоялся Миланский конгресс, на котором из более чем 200 человек только трое были глухими. Там была принята резолюция о тотальном устном методе, запрещавшая жестовый язык в образовательных учреждениях. Глухих детей решили учить слышать и говорить голосом.

В школах для глухих в России жестовый язык скорее не используется и сейчас. Обратная ситуация – больше исключение, чем правило.

Пока слышащие дети учат математику и географию, глухие прилагают усилия, чтобы прочитать по губам.



Источник: https://www.miloserdie.ru/article/zhestovye-imena-detskij-lepet-rukami-i-iskusstvo-gluhih-20-voprosov-o-zhestovyh-yazyka
Категория: Инвалиды и общество | Добавил: fenixavk (26.09.2023) | Автор: Вера САЯПИНА
Просмотров: 59 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта