Новый сайт инвалидов "феникс" ортолайф4
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 22:20



Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Инвалиды и общество [32]
параспорт [8]
интервью [21]
Historia magistra vita [30]
История учитель жизни
работа и образование [12]
статьи со старых сайтов системе Ортолайф [1]
дети инвалиды [8]
медицина [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
 6  Отлично!
 5  Хорошо
 4  Нормально
 3  Так себе
 2  Плохо!
Форма входа
 

Каталог статей


Всеволод Кащенко и его школа исключительных детей часть 1

Всеволод Кащенко и его школа исключительных детей

Младший брат выдающегося русского психиатра Петра Кащенко, Всеволод, тоже вошел в историю – как детский педагог-дефектолог

Алексей МИТРОФАНОВ, редактор Ксения ТАТАРНИК

 

 Одиннадцать лет Всеволод Кащенко (1870–1943), брат знаменитого психиатра Петра Кащенко, был обыкновенным земским врачом, а в 1908 году открыл в Москве частную школу. Официальное ее название – Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко. Именно эта школа стала делом его жизни.

На всякий случай поясним. В то время слово «дефективный» не воспринималось как обидное. Это просто была констатация факта.

Впрочем, тот же Кащенко ввел в обращение гораздо более корректный термин – исключительные дети.

Особняк с садом и три «семьи»

Игра в кегельбан, зимние виды спорта в школе-санаторииИгра в кегельбан, зимние виды спорта в школе-санатории

В школу-санаторий принимали мальчиков с «интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения». С самыми разными отклонениями, в возрасте от 4 до 16 лет.

Что за этим стояло? Да все что угодно. Если ребенок не мог обучаться в обычной гимназии, его определяли в санаторий Кащенко. А вот детям с тяжелыми медицинскими проблемами – эпилепсия, идиотизм и прочее, путь в эту школу был закрыт.

Школа занимала приличную территорию в тихой части Москвы, на Погодинской улице. Просторный особняк, вокруг него фруктовый сад с кленовой аллеей и плодоносными деревьями. Кащенко ее арендовал у известных молокопромышленников Бландовых. Заодно учащиеся были обеспечены свежайшим молоком, маслом, кефиром, сыром.

Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Учеников (они же пациенты) было не так много – всего 22 человека. Их разделяли на три «семьи». Каждая «семья» жила в отдельном дортуаре, вместе с воспитателем. Обедала за одним столом, играла в одни игры.

Арт-терапия как метод воспитания

Слева – В.П. Кащенко с учениками в столярной мастерской. Справа – занятия лепкой на даче в ФинляндииСлева – В. П. Кащенко с учениками в столярной мастерской. Справа – занятия лепкой на даче в Финляндии. Фото: https://museum.ikprao.ru/

Главной задачей педагога-дефектолога было пробудить у необычных пациентов интерес к труду. Воспитанники постоянно занимались чем-нибудь интересным и притом доступным. Лепили фигурки из глины, составляли минералогические и ботанические коллекции, делали зарисовки, измеряли размеры и вес. Изготовляли игрушки, предметы домашнего обихода.

Кащенко называл это «методом ручных работ».

Доктор видел здесь не столько медицинскую, сколько социальную проблему. Он писал: «Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность – такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей».

А значит, нужно устранить эти несовершенства и противоречия. Хотя бы в рамках школы-санатория.

Коньки, кегли, городки

Игра в крокет в школе-санаторииИгра в крокет в школе-санатории. Фото: https://museum.ikprao.ru/

Занятия ни в коем случае не были массовыми. Только индивидуальный подход. Если ребенок испытывал интерес к рисованию или музыке – то он именно рисованием или же музыкой и занимался.

Один из педагогов-воспитателей, И. Воскобойников, писал в своем отчете: «Работа… – зачастую неблагодарная и всегда сопряженная с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, – доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на свое незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности».

Из этого коротенького документа ясно видно, что происходило в школе-санатории.

Много внимания уделялось спорту. Упражнения с трапецией, шведская стенка, коньки, кегли, городки.

Летом все вместе выезжали в Финляндию, на дачу. Там была своя программа: купания, катания на велосипедах и на лодках. Пекли в костре картошку. Ездили смотреть на водопады. Красота.

А на Рождество устраивали елку. Дед Мороз, нарядные ситцевые мешочки с гостинцами, спектакли, танцы, маскарад. Веселились все вместе – не было разделения на воспитанников, персонал и гостей.

В одном из рождественских представлений участвовала – совсем еще ребенком – будущий знаменитый детский режиссер Наталья Сац. Ее отец – виолончелист Илья Александрович Сац – дружил с Всеволодом Кащенко. Маленькая Наташа исполняла роль Моськи из басни Крылова. Стоя на четвереньках, она злобно – а потому особенно забавно – лаяла на слона.....



Источник: https://www.miloserdie.ru/article/vsevolod-kashhenko-i-ego-shkola-isklyuchitelnyh-detej/
Категория: Historia magistra vita | Добавил: fenixavk (03.04.2023) | Автор: Алексей МИТРОФАНОВ,
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта